В Эрмитаже открылась выставка «Линия Рафаэля».
Я долго тянула с этим рассказом, поскольку ожидала совсем другой экспозиции.
Кроме того, мне всегда не очень нравился Рафаэль своей некой слащавостью. Но я должна отдать ему должное, как менеджеру, говоря современным языком. Создавать свои произведения практически «на потоке», привлекая художников и подмастерьев, которые учились у него и во многом воплощали его задумки, уметь получать заказы — вот портрет и современного, и средневекового управленца.
А Микеланджело всегда был один. И его сильные фигуры, будто выписанные с античных статуй — вот красота тела.
Чем ещё расстроила выставка — тем, что не удалось собрать все задуманное. Здесь и пандемия, и закрытые границы. Даже самая репрезентативная выставка Рафаэля в Риме открылась всего на 5 дней, переживая всплеск болезни в Италии.
Но и к нам на открытием опоздала одна картина, которая, как надеются эрмитажники, должна появится после новогодних каникул. Это «Прекрасная садовница» из Лувра. Она бы успела к открытию, но Лувр опять закрыли. А там Рождество во Франции, длинные выходные в России. Это обменная картина на Мадонну Бенуа Леонардо да Винчи, которая летом гостила в Париже. «Прекрасная садовница» впервые выйдет в свет после длительной реставрации и этим особенно интересна зрителям. Под неё зарезервировать место в первом зале экспозиции
Открывает выставку фрески с виллы Стати-Маттеи. Это удивительное чувство — подойти к творению школы Рафаэля на расстоянии шага и смотреть мелкие детали.
Там даже видны расхождения с первоначальной росписью — она обозначена выдавленными линиями. Это реставраторы уже 19 века приложили руку.
Сейчас идёт научная работа над живописью. Некоторые уже в прекрасном состоянии, на других специально оставлены отметки реставраторов — они открыли фрагменты и хорошо видно, что было раньше. Одна из работ — пейзаж, как оказалось, просто записанная фреска, на которой при исследовании нашли под слоем позднейших записей силуэт Венеры.
При своём визите в Италию они очень понравились Великому князю Александру Николаевичу. Уже после поездки виллу купили монахини, которым не понравилась довольно откровенная по их понятиям живопись, и девы все фрески продали. Таким образом они поступили в коллекцию маркиза Кампана, который перевёл их на холст. За коллекцию после банкротства хозяина была ожесточенная борьба Наполеона III с уже императором Александром II. Часть предметов первый директор Императорской Эрмитажа Степан Александрович Гедеонов выторговал для России. Сейчас фрески восстанавливаются, для работы над тремя из них предоставлен грант Фондом американских послов по сохранению культурного наследия Государственного департамента США.
Теперь перейдём в самый, по моему мнению, зал выставки.
Там одновременно выстаалены несколько работ , по авторство которых идёт ожесточённые спор искусствоведов.
Самой интересной историей обладает так называемая Тагильская мадонна, или Мадонна с вуалью. Мне очень понравилась эта работа своей нежностью. У неё удивительная судьба. Она была найдена на чердаке дома Демидова, одного из многочисленных Демидовых, который большую часть жизни прожил за границей и получил титул Сан Донато.ю Здесь тоже возникает сложность, поскольку не очень понятно, как она попала на Урал. Возможно, она не считалась принадлежащее кисти Рафаэля? Однако сотрудники краеведческого музея, сняв верхний слой, смогли обнаружить надпись выполненную золотом по вороту платья Мадонны: «Рафаэль Урбинас, писавший в 1509 году»
К этому времени было известно около 40 списков с этой картины, однако известный художником, искусствовед и реставратор И.Э. Грабарь, проводивший реставрацию, счёл возможным сообщить, что «Мадонна из Нижнего Тагила, может быть тем самым протооригиналом, который находился некогда в Римской церкви Санта Мария дель Пополо». После реставрации «Тагильская Мадонна» естественно, перешла в Пушкинский музей. Только в конце 1970-х музейные сотрудники отказались от атрибуции полотна Рафаэлю и вернули его в Нижнетагильский музей изобразительных искусств.
Здесь же несколько работ, приписываемый школе Рафаэля, таких как «Мадонна с окном»,
«Иоанн Креститель в пустыне» из собрания, Эрмитажа
и «Мадонна божественной любви» из частной коллекции (Швейцария).
Далее выставка постепенно перетекает из 16 века в век 19 и 20. Мы видим множество интересных работ разных школ и стран, и можем действительно убедится в правильности названия выставки. Это именно линия, которой следовали художники, которых хоть и можно назвать его последователями, однако это совершенно самостоятельные личности в живописи.
Очень интересно посмотреть российских последователей великого мастера.
«Зевс и Фетида» Антона Лосенко является оригинальной картиной, но абсолютно в стиле итальянца. Она была выполнена в Риме в начале 1769 года, то есть образцы рафаэлевского искусства имели глубокое влияние на автора. Существует предположение, что полотно было заказано художнику И. И. Шуваловым для графа К. Г. Разумовского. Сейчас его можно увидеть в Русском музее.
Переходя в век 19, мы видим очень близкое сходство (да-да, не удивляйтесь) картины Иванова «Явление Христа народу» картонам Рафаэля, которые лежат рядом и их можно внимательно рассмотреть. Там несколько другое расположение, но идея выполнена полностью
Не могу не отметить работу дизайнеров, создавших совершенно уникальный интерьер из давно знакомых залов Невской анфилады.
Они сумели соединить аванзал, Николаевский и концертный залы, но и разъединить их, показав именно линию Рафаэля от его работ до Сальвадора Дали с его Сикстинской мадонной.
К этой картине обращались многие русские живописцы. Интересно, что копия была размещена в рабочем кабинете императрицы Елизаветы Алексеевны.
Эрмитажники не знают о её дальнейшей судьбе, хотя это занятный вопрос. Здесь представлены российские Мадонны с аналогичным сюжетов, но несколько другого исполнения. И здесь не могу не указать на работу уже упомянутого Александра Иванова, который, будучи в Дрездене, сделал совершенно необыкновенный рисунок головы Мадонны и младенца.
Вы только вглядитесь в эти глаза! Огромные, глубокие и, как мне кажется, какие то русские. Да и на рядом представленных мадонна Бруни
тоже огромные глаза, видящие далеко вперёд. А взгляните на Мадонну Врубеля? Она знает, на что идёт и что ждёт её сына
Что интересно, организаторы выставки считают что Вучетич с его памятником советским воинам в Трептов парке тоже обратился к этому образу , заменив женскую фигуру на солдатскую.
Самая современная из повторений Сикстинской Мадонны — Мадонна Егора Острова, выполненная специально для выставки. Языки пламени свечи колеблются и придают совсем новое звучание всему образу.
Я специально рассказала только о первых и последнем зале. Мне кажется, что в этой выставке сосредоточена вся история искусства от Рафаэля до наших дней, но она не дидактична, поэтому стоит её посетить не один раз, чтобы углубится в этот интереснейший фрагмент распространения средневековой искусства Италии на всю Европу.