Пять шедевров Эрмитажа, отреставрированных за пять лет — это много или мало?

У нашего великого музея есть партнёр — ювелирный дом Cartier— который помог в этом нелёгком труде. 

Впервые французские ювелиры появились ещё в императорские времена, когда первые изделия привезли в Санкт-Петербурге. Потихоньку отходя от чисто дилерских задач, компания стала создавать собственные произведения искусства.

Элегантные шляпные булавки, корсажные броши — какая дама откажется от таких милых мелочей. Не обходили вниманием и мужчин — часы, портсигары — все, чем можно разнообразить гардероб.

Все пять отреставрированных изделий Эрмитажа сопровождают именно эти изделия фирмы Cartier. Они как бы спорят между собой, кто краше, но не заслоняют красоты друг друга. Французская сторона предоставила 35 шедевров ювелирного искусства из собственного собрания.

Первым по программе проекта была отреставрирована едва ли не единственная сохранившаяся хрустальная лампа, созданная ювелирами ещё в X веке и теперь сочетающая арабскую и европейскую культуру.

Первоначально она попала в Европу во время крестовый походов и была дополнена маньеристскими фигурками. Эта витрина дополнена несколькими изделиями от Cartier, самыми интересными из которых являются хрустальные часы «без механизма». Стрелки бегут, подчиняясь не законам физики, а рукам умелых французских мастеров.

Следующим представлен ароматник, инкрустированный изумрудами и рубинами в технике кундан с очень интересных способом крепления камней.

Сосуд был привезён как дар императрицей Анне Иоанновне от правителя Ирана Надир — шаха. Рядом с ним, соревнуясь в изящества и мастерстве изготовления, представлены украшения с восточным мотивами. Огромное колье из 18 рубиновых и алмазных плакеток, нанизанных на 360 жемчужина на 5 нитях. И опять та же историческая техника — кундан. 

В 2018 году по программе был отреставрирован ларец Ядвиги Ягеллонки. 

Считается, что он входил в состав приданого дочери польского короля Сигизмунда I из династии Ягеллонов. Вероятно, в Россию ларец попал после состоявшейся в 1711 году свадьбы царевича Алексея Петровича и Софии Шарлотты Вольфенбюттельской, как приданое принцессы, которая была прямым потомком Ядвиги Ягеллонки. Такого количества драгоценных камней на небольшой площади представить сложно. 

В качестве «ответа от Cartier» представлены изделия с огромным количеством камней — браслеты, подвески, кресты.

Экспонат, отреставрированный в 2019 году — маршальский жезл. У него своя интересная история.

Этот шедевр ювелирного искусства изготовлен петербургским ювелиром Юлиусом Кейбелем в 1878 году для Александра II, единственного российского императора, носившего звание генерал-фельдмаршала. Маршальский жезл – символ, демонстрирующий величие и силу армии, по его мановению движутся десятки тысяч людей к победе над врагом. Чтобы получить маршальский жезл, необходимо пройти суровый путь воина от рядового до высшего воинского звания.

После смерти императора Александра II фельдмаршальский жезл, спустя более 15 лет, был выдан генерал-адъютанту И.В. Гурко, произведенному в фельдмаршалы в 1894 году, блистательно проявившему себя во главе гвардейской кавалерии в боях под Горным Дубняком и Телишем и сыгравшему решительную роль в исходе Плевненской операции на Балканах в 1877–1878 годах. В 1908 году, уже после смерти Гурко, его сын вернул жезл в кабинет Его Императорского Величества.

В дальнейшем этот жезл был пожалован королю Черногорскому Николаю Негошу, произведенному в чин фельдмаршала в 1910 году в связи с провозглашением княжества Черногория королевством. Однако вскоре, в 1918 году, королевство Черногория вошло в состав Королевства сербов, хорватов и словенцев, а с 1929 года – в Югославию. Княжеско-королевская династия Негошей перестала существовать. Впоследствии многие королевские и военные регалии династии были проданы и оказались в собраниях коллекционеров США и Европы. Такая же участь постигла и фельдмаршальский жезл Александра II, который был продан в 2004 году на аукционе Christie’s. Фельдмаршальский жезл  передан в коллекцию Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным во время официального визита в Эрмитаж 3 октября 2018 года.

И вот он теперь во всей красе предстал в окружении предметов, связанных с государственной символикой и военными триумфа и России и Франции. 

Заключительным в пятилетнем совместном проекте стала реставрация кабинетца из собрания графов Строгановых. Он принадлежал Марии Яковлевна Строгановой 

Это входило в её приданое. Часы, масса ящичков, накладные фигурки. Работы было очень много, но теперь они во всей красе предстали перед посетителями, соревнуясь в красоте с декоративных часами от Cartier 

Ну а что сказать о собственных изделиях фирмы в собрании Эрмитажа? Да, они есть, но хранятся в Галерея драгоценности и доступны только при её посещении. 

Сначала я не очень приняла  выставку «Cartier: Продолжая историю. Шедевры декоративно-прикладного искусства Эрмитажа и ювелирное наследие дома Cartier». Мне она показалась какой то какафонией.

Но потом прочитала слова М. Б. Пиотровского: «Выставка — прекрасный и оптимистический концерт, галантный балет, который хорош всегда, но особенно сегодня в эпоху пандемической неопределённости и страха». Не могу с ним не согласиться. Страх должен поскорее уйти, а с ним придёт гармония в наши сердца и души.