Мало кому из нас, обычных людей, известно, что 13 ноября всемирный день слепых, день белой трости.

Мне почему то запомнилось, как девочка во время встречи с Президентом попросила рассмотреть его и протянула руки к его лицу. Это было, пожалуй, совершенно неожиданно для всех.

Именно для того, чтобы приобщить таких людей к жизни в современном мире в Русском музее и Эрмитаже открылись выставки. Они совершенно различные, как и оба музея, но у них одна цель — дать возможность на ощупь понять то, что недоступно глазам, но о чем рассказывают окружающие их люди.

Попробуйте узнать Петра I пальцами. Или просто познакомиться с ним

Выставка в Тактильной гелерее Строгановского дворца Русского музеясостоит из копий принадлежащих им скульптур. Они отличаются по размерам от подлинников, но дают возможность «увидеть» и Петра I, и Павла I, и многих других людей. Каждый экспонат снабжён аудиорасказом, который можно послушать как через свои наушники, так и через музейные.

Вот так собраны экспонаты. Фигура, текст на шрифте Брайля, наушники, место для подключения своих

А объяснения нужны, особенно когда сталкиваешься, например, с произведениями Коненкова, Альтмана, которые тоже представлены в этом зале. То есть это не просто рассказ о людях, животных, но и своеобразный экскурс в историю развития искусства.

Вот так знакомят с историей

Эрмитаж пошёл несколько иным путем. Здесь показана история Востока, его росписи и ковры. Все они находятся в постоянной экспозиции в главном здании Эрмитажа, в витринах и за стеклом. Здесь же, в Главном штабе на выставке «Незримое искусство. Расширяя границы возможного» они представлены на ощупь.

Фрагмент настенное живописи Пенджикента. Сейчас находится в Эрмитаже. Это басня Эзопа о гусыне, которую через 1200 лет во произвели в Таджикистане. Сейчас читается как современный комикс

А это тот же фрагмент, но переведённый в тактильные вариант

Минутный мультфильм на ту же тему 

Все сопровождается аннотациями с помощью шрифта Брайля. Кроме того, разработан ряд минутных мультяшек, озвученных Николаем Буровым, которые заканчиваются нравоучительными словами. Их можно слушать с экрана, но можно воспользоваться смартфоном: везде присутствуют QR коды.

Ворсовый ковёр с Алтая, могильник Пазылык, сейчас в коллекции Эрмитажа.

Фрагмент ковра из Пазылыка, воссоздан руками азербайджанских специалистов из Национального Музея ковра, Баку. На экранах виден процесс, это практически математически продуманные решения. Все выпукло, читаем пальцами

Войлочный фрагмент убранство юрты. Удивительно красиво выполнено специалистами Эрмитажа. На экранах виден процесс их создания, практически, процесс рукоделия, когда мастерица иголкой вбивает нити в войлок.

А создание подобных экспонатов было начато перед выставкой Лейденской коллекции, когда в Эрмитаже создали трехмерную модель с автопортрета Рембрандта.

Автопортрет Рембрандта, с которого все начиналось

Форма для отливки

Портрет в объёме. Сейчас их два. Один подарен Эрмитажем библиотеке для слепых.

Я думаю, что посетить обе экспозиции интересно и полезно всем. В музеях предусмотрена обязательная дезинфекции экспонатов, но лучше приходить со своими перчатками.