Мальта напоминает маленькую шкатулку с драгоценностями. Стоит приоткрыть её крышку, как глаза разбегаются от блеска уникальных украшений – средневековых особняков и дворцов, роскошных соборов и церквей, крепостных стен и садов в Валлетте, возведенных во времена благородных рыцарей. У мальтийской шкатулки есть и второе дно, где спрятаны памятники далекого прошлого – мегалитические храмы, их руины когда-то обнаружили англичане, а современные реставраторы вдохнули в сооружения вторую жизнь. История мегалитов весьма туманна, она уходит в далекие тысячелетия и теряется в их глубине. Я попытался приоткрыть завесу тайны и разобраться в феномене появления наземных и подземных мегалитических комплексов на Мальте.

 

Фантазируя в полете

Вылетая из аэропорта Шереметьево, я ощущал теплое предвкушение от скорой встречи с загадочной Мальтой, знакомства с её средневековой столицей и памятниками более ранних периодов. Мне уже не терпелось увидеть древнейшие сооружения на Земле, о которых я много читал и довольно серьезно подготовился к знакомству с несколькими памятниками. Переступить порог святилища, прикоснуться к уцелевшим стенам и погрузиться в атмосферу ушедших эпох всё равно, что войти в машину времени. Я ещё летел в самолете, а воображение уже перенесло меня в далекое прошлое, когда Мальта была частью архипелага – сухопутного коридора, соединяющего Сицилию с Африкой, нынешним Тунисом. Этим коридором активно пользовались доисторические животные.

На острове недавно нашли глубокую пещеру с фрагментами костей и скелетами представителей африканской и европейской фауны. Но, кроме животных на архипелаге наследили и люди, они оставили после себя необычные постройки из гигантских блоков, о предназначении и возрасте которых ученые спорят до сих пор. Некоторые специалисты утверждают, что мальтийские храмы старше египетских пирамид. Я начал склоняться к этой версии после непосредственного знакомства с допотопными руинами.

Чем ближе самолет подлетал к Мальте, тем сильнее становилось моё волнение. От переполнявшего меня возбуждения не сиделось в кресле, я ерзал и считал минуты до приземления. Аналогичное состояние я испытывал, когда ехал на экскурсионном автобусе из Хургады в Каир, чтобы увидеть пирамиды на плато Гизы. Ночной переезд был утомительным, поспать в автобусе не получалось, не помогала даже подушка, прихваченная из отеля.

По дороге, пересекая бескрайнюю пустыню, я встретил рассвет. Когда мы въехали в Каир, я тут же сбежал со своего места и устроился на откидном сидении гида рядом с водителем, прильнув к лобовому стеклу с видеокамерой в руках. Гид в это время мирно спал в своём кресле, как все пассажиры автобуса. Вскоре, через легкую дымку каирского смога, показались они — великие пирамиды и сердце моё чуть не выпрыгнуло из груди. Вот и сейчас, находясь в самолете, я переживал то же волнение, как в автобусе по дороге к пирамидам.

Всякий раз, когда я вижу памятники древности, прикасаюсь к ним и внимательно изучаю, по моему телу пробегает дрожь, руки холодеют, и наступает состояние легкого опьянения. Я испытываю эйфорию и толком не понимаю от чего. В этот момент я словно прохожу сквозь время и оказываюсь там — в далеком прошлом за горизонтом реальности. Представляю себе строительную площадку, как рабочие перетаскивают камни, складывают стены, кто-то дает им указания и руководит процессом. Потом всё стихает, сооружение уже возведено, ему предстоит выполнить важную миссию, но какую?

На этот вопрос я искал ответ в научных трудах. Мне не верилось, что мегалитические комплексы были задуманы и построены для языческих обрядов и религиозных церемоний. Обычно, когда ученые не могут дать научное объяснение странным предметам или памятникам из далекого прошлого, они сразу приписывают им мистическую роль, выдают за атрибут жертвоприношения или поклонения культу. Я не разделяю это мнение. На сей счёт у меня есть собственные соображения, которыми я хочу поделиться.

 

История мегалитов, на мой взгляд, начинается значительно раньше каменного или бронзового века. Определяя возраст руин, археологи ориентируются на находки внутри комплексов или рядом с ними – кости животных, угольки, черепки, осколки керамики и т.д. Эти предметы изучают и подвергают радиоуглеродному методу датировки, который относит артефакты к эпохе бронзы или каменному веку. Этот же возраст ученые подгоняют и приписывают мегалитам.

С научным подходом спорить трудно, но метод определения возраста храмов посредством датировки «мусора» оставляет лазейку для сомнений и споров.

Я задаюсь простым вопросом: что стоило племенам из каменного или бронзового века намусорить у руин, уже стоявшим на своём месте тысячи лет? Их могли построить в доисторические времена, а потом за ненадобностью забросить. Так, в бесхозном состоянии мегалиты встретили каменный и бронзовый век, пока их не приметили местные полудикие племена. Скорее всего, вожди и шаманы приняли памятники за наследие божественной расы и поэтому обосновались рядом с ними на «священной земле». Язычники отремонтировали и перестроили руины, превратив их в святилища с алтарями, сохранившимися до наших дней.

На каменных алтарях жрецы приносили жертвы, совершали религиозные обряды с преподношениями своим богам и идолам на протяжении нескольких веков. За это время внутри и вокруг святилищ скопилось достаточно мусора, включая кости животных, которые археологи нашли и исследовали, чтобы определить возраст языческих сооружений.

 

Как попасть в Гипогей

Я узнал, что на Мальте обнаружено 22 мегалитических комплекса в разной степени сохранности, при всём желании посетить их за неделю было невозможно. Хотелось внимательно и без спешки изучить самые известные памятники, и я остановил выбор на нескольких экспозициях под открытым небом: Таршинские храмы, а также святилища Хаджар-Ким и Мнайдра.

Планы посетить таинственный Гипогей в городе Паола, увы, провалились, так как приобрести туда билеты оказалось непросто. У меня была возможность заранее забронировать место с условием выкупа билета за 40 евро с комиссией на сайте музейного комплекса до поездки на Мальту, но я не стал этого делать. В графике бронирования в доступе оказался лишь один билет на определенный день и час без возможности поменять или сдать его, если вдруг обстоятельства изменят мои планы. Поэтому я решил не рисковать и купить билет на месте в кассе Гипогея или в одном из музеев в Валлетте. Я так и сделал, но обратившись к кассиру, узнал, что могу попасть в подземный храм только в день вылета с Мальты, билеты на ближайшие дни были уже давно распроданы.

С мечтой попасть в Гипогей пришлось на время расстаться. Но, теперь у меня есть повод вновь вернуться на Мальту. Для тех, кто планирует спуститься в этот храм, я рекомендую предварительно ознакомиться с правилами посещения. Они довольно строгие и могут многих расстроить.

Во-первых, в Гипогее категорически запрещается фотографировать и снимать экспозиции на видео. Всю аппаратуру, включая смартфоны и другие гаджеты, у посетителей отбирают и просят оставить в камере хранения. Технику можно забрать после окончания экскурсии на выходе из музея.

Во-вторых, детей до 16-ти лет и пожилых людей туда не пускают. Замкнутое пространство, слабый свет, спертый воздух, тесные помещения и проходы, уходящие глубоко под землю, вызывают приступы клаустрофобии и паники. Сотрудники музея всех предупреждают об опасности посещения Гипогея. Однако желающих посмотреть загадочный комплекс меньше не становится.

В-третьих, количество посетителей в экскурсионной группе строго ограничено. Большое количество туристов в катакомбы не помещается, чтобы следить за экскурсантами и не потерять кого-то в разветвленных проходах, гиды берут с собой под землю не более 10-ти человек. Везет тем, кто попадает в недоукомплектованную экскурсию и ходит в сопровождении гида без толкотни.

В-четвертых, время посещения Гипогея занимает больше часа. Пока одна экскурсия гуляет внутри комплекса, новая группа туда не спускается. Поэтому интервал между группами составляет два часа. За день Гипогей может посетить не более четырех экскурсионных групп.

Принимая во внимание все эти нюансы, можно определиться – стоит ли спускаться в Гипогей, а если уж решитесь, то приобретайте билеты заранее.

 

Под навесом

Жгучее средиземноморское солнце, пронизывающий ветер с моря и проливные дожди привели к сильной эрозии мегалитов. Сооружения из песчаника, туфа и кораллового известняка серьезно выветрились, потрескались и рассыпались. Чтобы спасти камни от неминуемой гибели, власти острова решили накрыть некоторые монументы навесами. Так, в Таршине, Хаджар-Киме и Мнайдре появились каркасы из металлоконструкций, обтянутые плотным брезентом.

В стоимость билета на эти экспозиции включен аудио-гид и буклеты с картами на разных языках, но на русском их порой не найти. За последние годы билеты на осмотр мегалитов несколько подорожали. Раньше за вход платили меньше 10 евро, а сейчас цена возросла и составляет от 10 до 15 евро.

Поток туристов к мегалитическим комплексам на Мальте не иссякает, они круглый год приносят прибыль. Древние камни превратились в «золотое дно». Интерес туристов всё время подогревается, к руинам тянутся картежи раскрашенных автобусов с организованными экскурсиями. Их осмотр стал обязательным пунктом в туристической программе для многих гостей Мальты. Но, платная экскурсия с гидом и самостоятельное посещение памятников без спешки, суеты и галдящей толпы – разные вещи. Внимание туристов, как правило, приковано к экскурсоводу, его рассказам и рекомендациям к чему присмотреться, поэтому многие детали и нюансы остаются незамеченными. В частности, посетители не замечают, что большая часть экспозиции мегалитов – это декорации, собранные из современных стройматериалов и имитирующих элементов.

На табличках внутри экспозиций мелким шрифтом обозначено, что мегалитические конструкции являются имитацией древних памятников и копиями блоков, найденными археологами в ветхом состоянии. Многие из них уже не подлежали восстановлению, поэтому реставраторам пришлось возводить декорации. Относительно хорошо сохранились лишь те памятники, которые со временем ушли под землю или изначально были сооружены под землей.

Многие экспозиции уставлены разбитыми и склеенными кувшинами, горшками и амфорами, которые хоть и оживляют общую картину, но кажутся чужими и не на своём месте. Странно выглядят каменные алтари, столы, стелы и сломанные статуи – их словно недавно изготовили в мастерской. Особое внимание гостей привлекают грубо обработанные каменные шары, порой неправильной формы и разного размера. Их выдают за средства транспортировки мегалитов.

Экскурсоводы в красках расписывают, как строители храмов перетаскивали блоки от каменоломен на стройплощадки, подкладывая под многотонные монолиты шарообразные камни.

Версия, конечно, занятная, но чтобы катить 10-20 тонные мегалиты по пересеченной местности, потребовалось бы проложить совершенно ровную дорогу. Учитывая холмистые ландшафты Мальты, пористую поверхность с выходами скальной породы, прямую трассу потребовалось бы годами вырубать и выравнивать многие километры или обходить препятствия, чем ещё больше удлинять путь. Ничего похожего на ровные дороги археологи не нашли, зато разбросали у руин десятки каменных шаров. Этот фокус, увы, срабатывает. Округленные камни приводят туристов в восторг и убеждают в справедливости версии ученых. Хотя, даже современный грузовой транспорт порой подводит и не в силах справиться с перевозкой тяжелых блоков.

Однако если присматриваться к декорационным композициям, среди них можно найти оригинальные памятники – не копии. Это можно сделать, изучая полы и первый ярус камней в несущих стенах.

 

Знакомство с Таршином

Один из самых больших мегалитических комплексов Мальты расположен возле города Паола (Paola) в деревне Таршин (Tarxien) и соседствует с небольшим местным кладбищем. Соседство, надо сказать, жуткое, ведь музей и погост разделяет невысокая стена, через которую видны надгробия с крестами, ухоженные могилы и керамические горшки с цветами.

Согласно легенде, мегалиты были случайно обнаружены в 1913 году во время земляных работ. Какие же это были работы у кладбища? Вот я и подумал, что территория погоста раньше была больше и скрывала под собой древний памятник. Кто-то рыл очередную могилу и наткнулся на огромные камни, тщательно подогнанные друг к другу и образующие стены. А чтобы откопать все монументы властям пришлось пойти на крайние меры — эксгумировать сотни старых захоронений. Представляю, какие протесты и недовольства проявляли родственники тех, чьи могилы потребовалось выкопать и перенести в другое место. Так и до народных волнений могло дойти.

Но моя версия оказалась ошибочной. Кладбище появилось рядом с мегалитами гораздо позже их обнаружения. Один из крестьян, обрабатывая свой участок, наткнулся на странные камни, которые оказались частью культовых сооружений. Теперь это место известно, как Neolithic Temples Tarxien, а восстановленная экспозиция включёна в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В 1915-1919 годах археологи раскопали руины четырех храмов на одной площадке. Точной датировке комплекс не поддается, его возводили поэтапно в разное время, потом многократно перестраивали, украшали рельефами и статуями, в том числе богине-матери высотой 2,5 метра. Кто-то расколол эту скульптуру надвое, её верхняя часть исчезла, остались только широкие бедра и короткие толстые ноги. Оригинал этого фрагмента хранится в Археологическом музее в Валлетте, а в Таршине выставлена копия.

Приблизительный возраст руин относят к 3600 до 2800 годам до нашей эры. Эта датировка оспаривается многими учеными. В 1800-х годах до нашей эры храмы вновь забросили на несколько веков, позже их приспособили под крематории и колумбарии. Кто знает, какие еще функции выполнял мегалитический комплекс, пока его не засыпали землей и предали забвению до начала ХХ века.

Среди копий и декорационных конструкций Таршина трудно распознать что-то древнее, но следы первых строителей все-таки сохранились и они на полу.

В проходе между храмами я заметил, что археологи или кто-то до них вынул из пола большой фрагмент и обнажили фундамент. В образовавшейся дыре отчетливо просматривается глубина пола, около полуметра. Меня заинтересовала его сборка.

 

Вечный пол

Древние зодчие пошли по сложному и непривычному для нас пути. Вместо типовых плит одинаковой формы, они использовали для сборки пола мегалиты разного размера. Их тщательно обтесывали и превращали в многоугольные блоки, которые идеально подгоняли по бокам. Необработанная часть камня уходила в землю, а оставшаяся на поверхности сторона выравнивалась и шлифовалась. Никакого скрепляющего раствора между блоками не видно. Камни настолько плотно притерты со всех сторон и скреплены, что между ними спустя тысячелетия не образовалось даже щели.

Аналогичную технологию сборки каменных полов я видел в Египте. Рядом с пирамидами сохранились фундаменты и фрагменты напольных покрытий разрушенных храмов. Получается, древние египтяне собирали полы в своих святилищах по той же системе, как это делали мальтийцы или наоборот. Кто у кого учился и перенимал опыт, остается загадкой.

В любом случае, полы в храмах Таршина демонстрируют профессионализм и невероятные способности мастеров доисторической эпохи. Их техника оказалась непревзойденной. Аборигены каменного и бронзового века не смогли и близко подойти или повторить технику обработки и состыковки мегалитов.

«Арендаторы» мегалитических комплексов старались подражать первым строителям, но это у них плохо получалось. Ничего подобного потомки построить уже не могли, их вмешательства были примитивными и грубыми. Это видно по непропорциональным блокам и необработанным камням, которыми пытались латать дыры строители бронзового века, ремонтируя или переделывая давно заброшенные сооружения.

 

За спиной богини-матери

В Таршине привлекает внимание копия статуи богини-матери, от которой осталась только нижняя часть. Считается, что святилище построили в её честь и поэтому жрецы установили идола внутри храма.

Эта версия кажется вполне убедительной, если закрыть глаза на технику изготовления статуи. Непропорциональная фигура богини вырезана грубо и весьма примитивно, к тому же она прислонена к задней стенке. Скульпторы не смогли создать идола крепко стоящего на ногах. Напрашивается вопрос: если ваятели бронзового века не могли искусно высечь и обработать скульптуру из песчаника (мягкой породы), то, как они умудрялись обтесывать, отшлифовывать и намертво соединять многоугольные мегалиты? Может, автор идола и древние инженеры всё-таки из разных эпох? Иначе, в руках первых каменщиков богиня-мать превратилась бы в шедевр, превосходящий по мастерству творение Микеланджело – Давида, вырезанного из целого куска мрамора.

По стечению обстоятельств, памятники из разных эпох встретились на одной площадке.

Выставлен напоказ только нижний ряд крупных блоков. Видимо, археологи не нашли камни, когда-то установленные сверху. На уцелевших мегалитах видны четко-отполированные выемки для посадки верхних блоков. Эта композиция напоминает большой конструктор, где модуль с углублениями состыковывается с выпуклыми элементами смежной детали. Причем, в этом странном конструкторе смежная деталь только одна, остальные модули не подходят друг к другу, поэтому не могут быть взаимозаменяемыми.

Первые строители не изготовляли и не использовали типовые стройматериалы, у них не было кирпичей, шлакоблоков и панелей. Все элементы в конструкции были уникальными и подходили только к тем деталям, с которыми состыковывались. И где тут рационализм и целесообразность? Почему зодчие не стандартизировали все блоки, чтобы не терять время и силы для индивидуальной подгонки одного мегалита к другому?

У меня нет однозначного ответа на эти вопросы, но есть некоторые соображения, которыми я хотел бы поделиться. Древние зодчие не были застройщиками типового жилья и не штамповали дома на каждом углу. Сохранившиеся до наших дней сооружения первых строителей на Мальте – штучные, их создатели словно гостили на острове недолгое время и не собирались его заселять. По инженерному решению мегалитические застройки больше напоминают хозяйственные помещения, склады или бункеры (без окон и дверей с мощными полами и стенами). Ничего общего с полноценным жильем здесь нет.

Если первые поселенцы занимались бы массовой застройкой, то на острове остались бы следы их производственной деятельности и, конечно же, сооружения из типовых стройматериалов – одинаковых каменных блоков или кирпичей, как древнеримские храмы, термы, амфитеатры и т.д.

Здесь же строители пошли другим путем. Им было вполне достаточного того камня, который можно было добыть в местных каменоломнях для постройки хозблоков или военных объектов. Мастера знали секрет соединения мегалитов без скрепляющего раствора. Метод полигональной кладки не нуждался в цементировании. Расходы на строительство сводились к минимуму. Обработанные и скрепленные между собой монолитные блоки являлись настолько надежной и прочной конструкцией, что пережили тысячелетия.

В дальнейшем полигональный метод в строительстве не применялся, очевидно, он был утерян и забыт, поэтому язычники из бронзового века складывали стены из необработанных камней с закрепляющим раствором и забутовкой.

 

Недоделанный дольмен

От богини-матери туристическая тропа уводит посетителей в другое помещение, которое восстановлено и заново собрано реставраторами, но в нем остались следы первых строителей. Тропа поворачивает налево и упирается в тупик. За ограждением стоит сооружение из тщательно обтесанных блоков, напоминающее дольмен.

На двух вертикально-стоящих мегалитах лежит огромная прямоугольная столешница. С противоположной стороны дольмен закупорен камнем с дверным проёмом. Через ограждение можно разглядеть внутреннее пространство сооружения и убедиться, что все блоки в конструкции идеально подогнаны друг к другу и между ними нет ни малейшего зазора.

Абсолютно непонятно предназначение дверного проём высотой не более 1-го метра, он идеально вырезан и удивительно симметричен. Через него мог бы спокойно пройти ребенок 3-4 лет, а вот взрослому человеку нужно встать на четвереньки, чтобы протиснутся в столь низкий и узкий проход. Тогда зачем он был нужен? К тому же «дверь» в дольмене никуда не ведет. Может сооружение передвинули, и изменили его изначальное местоположение или смежные с дольменом помещения разрушились. Этого я не знаю.

Многие ученые до сих пор бьются над вопросом предназначения дольменов – каменных столов, практическая функция которых остается для нас непонятной. Дольмен в Таршине тоже не поддается идентификации. Вряд ли это была собачья будка или чулан для наказания непослушных детей. Поэтому археологи настаивают на своём, конструкция из мегалитов – культовый символ, служивший для мистических церемоний и ритуалов поклонения богине-матери. Отличный способ отмахнуться от дальнейшего исследования и более смелых гипотез.

В этом же тупике стоит более массивный дольмен с огромной столешницей (длиной 3 метра и весом в 5 тонн), но у него нет дверного проема.

Под столешницей установлены две подпорки из новых каменных блоков, чтобы предупредить раскол и обвал многотонного мегалита. Хотя, странно, что тысячи лет столешница лежала спокойно на двух вертикальных монолитах и не падала, а тут вдруг реставраторы решили перестраховаться и своим вмешательством изуродовали древнее сооружение.

Правой стороной многотонная столешница упирается в самый край мегалитической стены, состоящей из нескольких вертикальных и горизонтальных блоков, плотно прилегающих друг к другу. Полигональная кладка свидетельствует о том, что стенку возвели первые строители. Но, они почему-то не потрудились отшлифовать и выровнять блоки, их непрезентабельный вид наводит на мысль, что стенка была внешней частью какого-то сооружения и поэтому не требовала декоративной работы.

После исчезновения первых каменщиков, мегалитический комплекс был заброшен, а потом неоднократно перестраивался и расширялся язычниками. В этой связи внешняя стенка могла оказаться внутри святилища или это дело рук нынешних реставраторов, сказать точно довольно сложно.

 

Продолжение следует

 

Анар Гасимов

журналист-историк

Член Союза журналистов России