Когда проходишь по Исаакиевской площади мимо этого здания, чувствуешь себя немного не по себе. Оно темное, давит всей своей величиной на прохожих. Хорошо, что деревья в сквере скрывают это.
При основании Петербурга здесь была Адмиралтейская слобода, жили служивые люди, но пожары не щадили постройки. До середины 19 века дома меняли облик и хозяев, пока в нем не поселился Павел Константинович Александров, семья которого прожила в доме целых сорок лет.
Павел Константинович родился в Санкт-Петербурге от связи цесаревича Константина Павловича, брошенного законной супругой великой княжной Анной Федоровной, с молодой француженкой Жозефиной Фридрикс. Увлечение, а затем и женитьба в 1820 году Константина Павловича на польке графине И.А.Грудзинской прервали эту длительную связь.
Сын цесаревича Павел Константинович остался в России, был в 1812 году возведен в дворянское достоинство и получил хорошее воспитание. Свой городской особняк на площади Александров завещал жене. В 1873 году дочь умершего к тому времени Павла Константиновича продала особняк Германскому посольству.
Постепенно здание становилось мало для сотрудников и дипломаты рассматривали два варианта расширения — переехать во дворец великого князя Михаила Михайловича на Адмиралтейскую набережную или построить новое. Хорошо, что первый вариант не прошел — мне не хотелось бы иметь немцев на любимой набережной.
После длительных переговоров было решено строить новое здание на прежнем месте. С этой целью Рейхстаг выделил 1,7 млн. рублей.
Перед архитектором Беренсом поставили задачу построить не только вместительное и удобное здание, но и создать произведение в «национальном стиле». К сожалению, еще одной задачей была необходимость выделения его в ряду городской застройки. С этой задачей архитектор справился идеально.
Последней каплей этого “выделения” была установка скульптур Диоскуров на крыше здания. Незадолго до этого “православные активисты” добились перемещения подобных обнаженных юношей от здания Манежа — негоже было иметь такое бесстыдство рядом с Исааикиевским собором. Но этой композиции не суждено было долго просуществовать — с объявлением войны в 1914 году протестующие демонстранты скинули одну фигуру, другая повисла над тротуаром. Поэтому было принято решение полностью демонтировать всю конструкцию. До сих пор неизвеста его дальнейшая судьба. Может быть при очистке Мойки их найдут? Но это только петербургская легенда.
Сложной была и дальнейшая судьба здания. В годы Первой мировой здесь был госпиталь. После октябрьского переворота в 1922 году его вернули Германскому МИДу. Это последние следы немцев на Исаакиевской площади. В 1941 году они покинули его навсегда.
В советские и российские времена проходили переговоры о возврате дома бывшим хозяевам, но они не увенчались успехом. В настоящее время здесь находятся структуры Министерства юстиции, которые провели великолепную реставрацию интерьеров.

Интерьеры посольства — вестибюль, парадная лестница и приемные залы контрастировали с аскетичным фасадом обилием элементов роскоши в отделке.
Черные колонны и потолочные балки были выдержаны в традициях древнегреческой архитектуры. Парадная анфилада второго этажа разделялиАсь на залы раздвижными дверьми, что позволяло быстро объединять пространство.
Сейча. возможно визуально представить Диоскуров, которые когда то были на крыше, копия их установлена в вестибюле здания.
Если вас заинтересовал рассказ, вы можете записаться на экскурсию, участвуя в программах “Открытый город” — совместном проекте Санкт-Петербургского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры и Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, реализуемый при поддержке Правительства Санкт-Петербурга.
«Открытый город» – беспрецедентный по масштабу культурно-просветительский проект, знакомящий горожан с уникальным культурным наследием Санкт-Петербурга. Наш город хранит тайны великокняжеских дворцов, роскошных особняков, знаменитых усадеб, манит эстетикой промышленных зданий, многие из которых по разным причинам недоступны для широкой публики. Благодаря проекту «Открытый город» более 60 таких объектов культурного наследия открыли свои двери для экскурсантов, зарегистрированных на сайте открытыйгород.рф.