В корпусе Бенуа Русского музея открылась выставка, которую можно было бы причислить к редчайшим. Публике показывают картоны, в обычном виде свернутые на валы в запасниках, и это работы Брюллова, Бруни и Басина — тех художников, которые заложили основу росписей Исаакиевского собора.
Интерьер Исаакиевского собора, каким он предстаёт сегодня, выглядит иначе, чем задумывался. Свода и стены храма должны были быть расписаны. Роспись первоначально была заказана Николаем I Карлу Брюллову, который в Италии смог досконально изучить ватиканские фрески.
Богоматерь во славе окружения святых.
Между 1843 и 1847. Холст, масло.
Русский музей обладает уникальным по полноте комплектом подготовительных материалов росписей Исаакиевского собора, рабочие материалы художников, сохранившиеся в десятках и сотнях рисунков. В них отображено и рождение замысла, и творческие поиски крупнейших мастеров русского искусства первой половины XIX века, происходившие в напряжённой, порой жесткой борьбе с церковной властью.
Карл Брюллов. Мужская голова. (Иоанн Креститель).
Холст, масло.
К началу работы в соборе Карл Брюллов уже исполнил несколько крупных церковных заказов в России, но масштаб работ для Исаакиевского был столь грандиозным, что именно в нём мастер в полной мере смог бы реализовать свои творческие амбиции и создать произведение монументальной живописи, сопоставимые с творениями великих мастеров прошлого.
Карл Брюллов. Апостол Петр. 1843-1844.
Бумага грунтованная, дублированная на холст, уголь, мел.
Получив заказ на росписи в соборе, Брюллов оказался буквально поглощенный ими, что особенно убедительно и ярко раскрывается в сотнях беглых карандашных рисунков в его рабочих альбомах. Самые разнообразные наброски часто теснятся на одном листе. Это могут быть эскизы композиции их фрагменты, схемы расположения циклов росписи, отдельные детали, отличающиеся и степенью законченности, и характером рисунка, но непременно объединённые целью своего предназначения -фиксацией возникновение замысла и варианты его художественного решения.
Рисунки к росписям Исаакиевского собора
из альбома Карла Брюллова
Однако творческие порывы великого художника постоянно останавливались различными комиссиями, в том числе Синода. Сославшись на болезнь Брюллов уехал в Италию, а завершение работ было доверено Петру Басенову, которому Карл передал свои эскизы. Это вынужденное сотрудничество привело в последствии к тому, что работы, процессе своего существования утратили подлинное авторство: картоны Брюллова оказались приписанны Басенову и наоборот. Петр старался буквально следовать манере Брюллова, чтобы сохранить единство замысла, однако те работы, которые представлены на выставке, показывают огромную разницу между художниками. Это очень хорошо видно, когда картоны мастеров висят рядом — одухотворенные работы первого размещены с холодными, хотя мастерски исполненными работами второго.
Петр Басин. Лобзание Иуды. Картон. 1848-1850.
Бумага грунтованная, дублированная на холст, уголь, мел.
Завершает экспозиция работами Фёдор Бруни. В Русском музее хранится 17 картонов художника, которые поступили В 1897 году из Академии художеств, 11 из них были реализованы в соборе. В монохромных работах Бруни минималистическими средствами достигается необычайная выразительность, эмоциональная насыщенность.
Федор Бруни. Всемирный потоп.
Картон. 1844-1845.
Бумага желтоватая, дублированная на холст,
жидкая тушь, уголь, итальянский карандаш, лак
Художник использует самые разные композиционные решения: действие то разворачивается в глубину, то имеет подчёркнуто плоскостной выражения. Наряду с эскизами Карла Брюллова картоны Фёдор Бруни составляет одно из самых значительных страницы Истории русской монументальной графики середины XIX века.
Музей не смог выставить особо крупные работы Брюллова, высоты залов корпуса Бенуа не хватило для этого. Но даже то, что нам удалось посмотреть, дает прекрасную возможность ознакомиться с графикой мастеров XIX века.
Карл Брюллов. Апостол Филипп. Картон. 1843-1844.
Бумага грунтованная, дублированная на холст, уголь, мел.