У меня свой Габриадзе. Да и у каждого петербуржцам тоже. Бесконечно влюблённый в город, он настаивал, чтобы перед возвращением имени он стал именно Санкт — чтобы Святой Пётр его хранил в веках.

Он был щедрым человеком — сколько всего сумели организаторы выставки «Габриадзе в Петербурге», открывшейся в Санкт-Петербургском музее театрального и музыкального искусства, собрать находящегося в частных.коллекциях. Одних Чижиков не сосчитать.

И когда вы стоите на Фонтанке, понимайте, что это один из вариантов, выбранных автором среди многих эскизов.

На выставке даже макет Носа Майора Ковалева есть. Интересно, как поживает ещё один его памятник герою одесских анекдотов Рабиновичу.

Но он мог попросить и вернуть подарок обратно — люди не обижались чудачеству гения. И нужно было видеть, как смотрел фильм Аси Гусевой «Пушкин. Битов. Габриадзе» Олег Басилашвили — он стоял и вспоминал, не двигаясь, не шевелясь, не обращая внимание на окружающих. Память — это главное в жизни людей.

Но Реваз Леванович был и с «Пушкиным на дружеской ноге». Те наброски карандашом, пером — лёгкие росчерки, в которых чувствуется и рука мастера, и любовь с некоторой примесью иронии.

«Счастье невозможно поймать: как только вы его поймали – у вас в руках пыль от крыльев бабочки. Счастье ощутимо только в воспоминаниях», — говорил Резо. Выставка в Шереметевском дворце собирает эту «пыль от крыльев бабочки» — то, что он оставил Петербургу

Совершенно редким подарком зрителям стала  представлена в отдельном зале история великого спектакля «Песня о Волге». 1996 год, Театр сатиры на Васильевском. О самом масштабном сражении ХХ века — Сталинградской битве — Резо сумел рассказать на небольшом площадке с помощью миниатюрных кукол. Это был спектакль — плач, это соединение реквиема и детской игры: действие происходит на столе, засыпанном песком, который превращается в выжженную степь, в реку, в могильный холм, который насыпает рука кукловода над каждым очередным погибшим персонажем.  Нужно помнить и о том, что Петербургская школа кукольников выросла из его курса в Театральном институте.

 

Каждый зал — это отдельная история. Здесь и воспоминания о Кутаиси, и о сотрудничестве с Петербургским Театральным журналом. Все проникнуто огромной любовью к человеку, к творцу, к учителю.

Выставка не в основном корпусе, а в Полярном флигеле, так что сначала нужно купить билеты в центре, а потом повернуть направо. В гости к Резо Габриадзе, который любил Санкт-Петербург и который любил его.

Открытие выставки было приурочено ко второй годовщине его ухода. Но он все равно с нами, со своей грузинской иронией. Перед визитом посмотрите его фильмы «Не горюй!», «Мимино», «Кин-дза-дза!» и вам станет немного легче