Что такое фонды открытого хранения?

Это когда

— экспонаты отдыхают от участия в экспозициях

— мало места в залах, но показать хочется

-показать новые приобретения, когда они еще не готовы к показу в залах.

Музей истории религии пригласил похвастаться именно этим — с 15 ноября 2024 года французская скульптура конца XIX века и полотно работы неизвестного художника конца XIX – начала XX веков стали частью Музейного фонда Российской Федерации, войдя в собрание Государственного музея истории религии.

Финансирование покупки осуществил банк Санкт-Петербург, за что ему огромная благодарность. Это уже не первый случай покупки у конкретного коллекционера составляющих его собрания, но что то он и дарил как меценат. Его имя не разглашается.

Оба произведения явно с западной России, скорей всего, с территории нынешней Белоруссии.

Сюжет скульптуры Иисуса для меня стал новым — это сюжет пылающего сердца. Почитание Святейшего Сердца Иисуса, возникло еще в Средние века под влиянием культа Страстей Христовых. Но этот сюжет имеет ещё одно название — «пламенеющее сердце», поскольку из верхней части сердца  исходят языки пламени. Сердце опоясано терновым венцом.

У скульптуры удивительно хорошо сохранилась роспись тканей — хотелось просо ощутить их тактильно

Скульптура требует некоторой реставрации — лицо Иисуса явно искажено предыдущими поновлениями, как и цвет облака, на котором он стоит. Поэтому пока фигура будет находится в запасниках.

У второго приобретения — другая судьба. Она будет представлена на выставке «Ступени человеческого века» уже осенью 2025 года.

Картина «Святое Семейство» неизвестного мастера выполнена по рисунку итальянского художника, рисовальщика и литографа Луиджи Крозио (1835-1916). Отличие в том, что неизвестный художник добавил к традиционному сюжету изображение Бога — отца.

Полотен с подобной иконографией в фонде нет, вновь приобретенный холст восполнит этот пробел.

Меня очень порадовал взгляд Иосифа — мне показалась в нем такая любовь, которая может все перевернуть

У Музея истории религии сложная судьба. Он начинался практически с нуля, пережил блокаду в подвалах Казанского собора. За 92 года своего существования собралась огромная коллекция, чему поиогают, надеюсь, часто, и спонсоры. Честь им и хвала. И хвала музейщикам, хранящим наши сокровища.