С содружеством ДомМузеев мы успели побывать в нескольких музеях, которые можно отнести к понятию малых. Это и музей ключей, и музей очков — частные выставки любителей — собирателей. Но это то, что принадлежит коллекционерам. Если посмотреть на музей цирка Чинизелли, то это тоже собрание, офомленное для зрителей, но не имеющее статуса музея по российским законам — слишком они жёсткие и подходят, в основном, для музеев солидных с большим штатом сотрудников. Поэтому здесь все держится, на энтузиазме.
24 октября, мы побывали ещё в одном малом музее, Музее Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. Это тоже очень своеобразное собрание.
Впервые Центрального Депо учебных пособий.- так оно тогда называлось — возникло при главном управлении военно — учебных заведений в 1864 году. Его руководитель, генерал — лейтенант Всеволод Порфирьевич Коховский понимал, что курсанты при выходе из училищ должны уметь и знать много того, что можно показать в том числе и на учебных пособиях. При Педагогическом музее им был создан научный отдел, основаны курсы оказания помощи при несчастных случаях, ручного труда и иностранных языков, учреждены классы музыки, пения, гимнастики, и т.п.
Состоящий при музее «Родительский кружок» тоже работал под руководством Коховского. Кроме того, Коховский расширил музей, поставив его наряду с лучшими музеями этого рода в Европе; его же стараниями была увеличена библиотека. При этом он старательно занимался, как теперь модно говорить, импортозамещением, то есть изготовлением учебных пособий в России.
С 1871 года музей располагался в Соляном городке. Вокруг музея сплотились выдающиеся педагоги, ученые, общественные деятели, для которых служение идее народного просвещения было смыслом жизни. Среди них: Петр Федорович Каптерев, Алексей Николаевич Острогорский, Федор Федорович Эрисман, Николай Андреевич Римский-Корсаков и др. До 1918 года Педагогический музей в Соляном городке был не только научно-методическим, но и культурно-просветительским центром для учителей и всех петербуржцев.
Здесь экспонировались современные учебные пособия российского производства, читались публичные лекции для петербургской интеллигенции, проходили чтения для солдат и народа, работала общедоступная музыкальная школа, были организованы курсы для учителей и воспитателей военно-учебных заведений. И это все под началом военного ведомства.
Мало кто знает, что знаменитая парта Эрисмана, за которой большинство из нас сидело не зная, кто её создал, была спроектирована в период подготовки «модели образцовой классной комнаты» для Всемирного гигиенического конгресса 1876 года в Брюсселе.
Всем известные августовские медосмотры школьников берут свое начало с медицинского обследования 10000 школьников Петербурга, инициированного П.Ф. Лесгафтом в рамках работы отдела школьной гигиены музея. Тогда проводились два ежегодных осмотра — до и после начала учебного года, чтобы можно было понять, как отдыхали дети, сколько они прибавили в росте/весе и другие подробности. Это, конечно, была статистика, которая позволяла отслеживать текущие тенденции. Жаль, что сейчас весенние осмотры не практикуются.
Сегодняшний музей расположен на улице Ломоносова, куда его срочно перевезли после попадания бомбы в здание на Фонтанке. Он занимает четыре комнаты, две из которых посвящены образованию в царской России, другие две рассказывают о том, что происходило после революции.
В первых сохранились экспонаты ещё с Соляного городка, спасенные в суровые блокадные дни
Особо стоит отметить уникальный блокадный архив Городского методического кабинета дошкольного образования: отчеты и планы воспитателей и директоров детских садов, рисунки воспитанников.
Даже в эти страшные зимы 41-42 годов педагоги чётко вели записи о том, что происходит в классах, а проверяющих фиксировали недостатки, например отсутствие носовых платков и немытые руки.
Музей очень интересный, но доступный только для педагогов, хотя есть одна лазейка: осенью у нас проходит фестиваль так называемых малых музее, когда можно по записи туда попасть. В этом году фестиваль уже прошёл, так что будем ждать окно в следующем.