Наталья БЕЛОТЕЛОВА:

В музее Фаберже (Шуваловский дворец) находится 9 пасхальных яиц Фаберже с сюрпризами, созданных по заказу последних Романовых — императоров Александра III и Николая II.

Кроме шедевральных яиц в коллекции музея представлены и другие предметы Петербургской и Московской мастерских Фаберже. Кстати, их стиль различается. Петербургская ювелирная мастерская работала в более сдержанном ключе, а московская любила яркость и множество украшений в старо-славянском стиле. Также в музее представлены работы знаменитых ювелиров 19 века, не работавших в фирме Фаберже.
В начале 2004 года Виктор Вексельберг приобрел множество царских драгоценностей у наследников Малкома Форбса, который в течение 30 лет занимался их поиском.Таким образом, знаменитая, хрестоматийная Forbes collection была спасена от распыления (предметы из нее сначала планировали продавать на аукционе) и, по сути дела, от окончательной ликвидации. Ювелирные шедевры, некоторые из которых большевики продали за границу в 1920–1930 гг., были привезены в Россию, что положило начало процессу возвращения национального художественного достояния. По своим размерам, типологическому разнообразию и высочайшему качеству произведений, многие из которых принадлежали императорской фамилии и представителям других монархических дворов Европы, собрание, без сомнения, является одним из лучших в мире.

Вначале посмотрим коллекцию.
Вот, например, Ковш презентационный, подарок князя В.С. Оболенского офицерам лейб-гвардии Кавалергардского полка, 1891 год. Фирма Фаберже, мастер Ю. Раппопорт.


Модель царь-пушки, 1851 год. Фирма московского мастера Сазикова.

Рог для вина, 1850 года. Петербургское отделение фирмы московского мастера Сазикова. Кубок с крышкой и черпак (справа). Санкт-Петербург, 1840-е. Работа неизвестного мастера.

Очень много красоты с мельчайшими деталями, которые хочется долго и пристально разглядывать.

В 1899 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке, проходившей в Нижнем Новгороде, князь Лев Сергеевич Голицын был удостоен особой награды от Николая II за выдающийся вклад в развитие отечественного виноделия.

Князю был преподнесен большой серебряный презентационный ковш с красными эмалевыми вставками с надписями. Ручки ковша увенчаны двумя орлами работы Юлия Раппопорта –ведущего серебряных дел мастера петербургского филиала фирмы Фаберже.

В последнее время мне очень стал нравиться хрусталь, поэтому я долго не могла оторваться вон от тех кувшинов справа.

А вот мы и дошли до Синего зала, где хранятся жемчужины музея Фаберже — императорские пасхальные яйца.

Серия яиц создавалась между 1885 и 1917 гг. как для российской императорской семьи, так и частных покупателей. Всего известно о создании 71 экземпляра, из которых императорскими являются 52.

В коллекции музея находится самое первое императорское яйцо «Курочка» 1885-го года производства. Оно минималистичное, но не менее прекрасное: белое, внутри желток, потом курочка, а внутри неё рубиновая корона (не сохранилась).

Яйцо «Пятнадцатая годовщина царствования». Яйцо было создано по заказу Николая II в 1911, который подарил его своей жене Александре Фёдоровне на Пасху 1911 года.

На нем расположены миниатюры — 7 портретов членов семьи и 9 сцен царствования, включая коронацию, открытие музеев и памятников, обретение мощей Серафима Саровского. Ювелир — Генрих Вингстрем.

Яйцо «Лавровое дерево». Яйцо было создано в 1911 году по заказу Николая II, который подарил его своей матери Марии Фёдоровне в качестве традиционного подарка на Пасху 1911 года

Яйцо «Ренессанс». Оно было создано и передано императору Александру III в 1894 году, став последним подаренным им пасхальным яйцом императрице Марии Фёдоровне.

И справа яйцо «Воскресение». Согласно одной из версий, мог служить сюрпризом для яйца «Ренессанс», внутрь которого помещается идеально (без ножки, добавленной позднее).

Яйцо «Коронационное» является одним из самых известных изделий фирмы Фаберже. Над ним работали ювелиры Михаил Перхин, Генрик Вигстрём и Георг Штейн, создавший миниатюрную копию кареты.

Яйцо было сделано в память о церемонии коронации 1896 года Николая II. Этот значимый символ Российской истории был представлен в качестве подарка супруге императора, императрице Александре Фёдоровне.

Справа — яйцо «Петушок». Создано в 1900 году по заказу императора Николая II в качестве подарка для его матери, вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны.
Слева — яйцо «Курочка Кельха», изготовленное в 1898 году по заказу российского промышленника Александра Фердинандовича Кельха. Яйцо предназначалось как пасхальный подарок для его жены Варвары Петровны Кельх. Было первым в серии из семи пасхальных яиц, которые изготавливались фирмой Фаберже для семьи Кельх ежегодно с 1898 по 1905 год.

Яйцо «Ландыши» выполнено в стиле модерн. Было изготовлено в качестве подарка на Пасху последней русской императрице Александре Фёдоровне, жене Николая II в 1898 году.

Яйцо «Орден Святого Георгия». Создано по заказу императора Николая II в подарок своей матери, Марии Фёдоровне, на Пасху 1916 года.Это последнее яйцо, преподнесённое вдовствующей императрице Марии Фёдоровне, и единственное, которое она смогла вывезти за рубеж.

«Яйцо герцогини Мальборо» — яйцо-часы, изготовленное фирмой Фаберже в 1902 году для герцогини Консуэло Мальборо (урождённой Вандербильт).

Является одним из пасхальных яиц, заказанных у Фаберже частными лицами, которые своей изысканностью и мастерством исполнения не уступали императорским пасхальным яйцам. А внутри яйца были часы, которые могли становиться ожерельем.

Выходим из Синей гостиной и идем наслаждаться коллекцией эмали, коробочек и всяческих симпатичных мелочей.

Разумеется, в этом репортаже показаны не все экземпляры огромной коллекции, представленной в Шуваловском дворце. И если соберетесь туда, то планируйте минимум часа два. И экскурсии взять тоже не помешает.

фоторепортаж: Наталья БЕЛОТЕЛОВА.