Анар ГАСИМОВ:
Ирония судьбы, «Союзмультфильм» и Храм святителя Николая (XVII века) в Новой Слободе в Москве, как сиамские близнецы, срослись в одном здании. Под одной крышей им тесно, да и разные это учреждения, а разъехаться никак не могут. И вот в такой свято-мультипликационной форме они соседствуют на улице Долгоруковская 25 с 1946 года!
Я работаю в центре Москвы и периодически, во время обеденного перерыва, прогуливаюсь по старым улочкам. Здесь есть на что посмотреть, и всякий раз, я не перестаю удивляться, встречая какой-то необычный дом или фасад дореволюционного здания, чудом сохранившийся до наших дней. И вот, прогуливаясь в очередной раз по тихому центру, я забрел дальше, чем обычно.
Мое внимание привлекала кирпичная многоярусная колокольня, которая возвышалась над современными многоэтажными зданиями. Странно, но раньше, я ее не замечал.
Ее внешний облик плачевен, кирпич потерял былой яркий цвет, потемнел от времени, стал бурым, во многих местах осыпался. Колокольню обезглавили, лишили колоколов, забросили и отдали на поругание местным вандалам. И это все в самом центре Москвы!
Увы, такое часто случается в этом городе. Но, как оказалось, колокольня и прилегающий к ней храм были обитаемы. Более того, на окнах храма установили пластиковые окна, а на стены водрузили современные кондиционеры. Старый храм оказался переоборудован под офисные помещения, и принадлежат они киностудии «Союзмультфильм»!
Киностудия «Союзмультфильм» и Храм святителя Николая – свято-мультипликационное житие.
Cреди прихожан Храма святителя Николая, до октябрьского переворота 1917 года, бытовало предание, согласно которому царь Алексей Михайлович даровал церкви икону св. Николая Чудотворца с чудесами. Она помещалась в придельном иконостасе за правым клиросом вплоть до закрытия храма. Свою летопись церковь ведет с XVII века, в начале XVIII века здание было заново отстроено в камне и освящено.
В середине XVIII века на территории храма была возведена колокольня. В числе ее колоколов находился особенный, весом 105 пудов 13 фунтов (будничный), древний, как гласила на нем надпись: «вылитый в 1750 году мая 3 дня». Лил этот колокол Константин Николаев Слизов, знаменитый в свое время мастер, отливший большой Успенский колокол на Ивановской колокольне. Тогда же в церкви был устроен высокий четырехъярусный иконостас. В 1812 году храм не сгорел, но в нем был устроен склад провианта.
В 1860-х годах возникла первая идея расширения храма. Тогда же улица Долгоруковская получила своё название (в честь покойного московского генерал-губернатора князя Владимира Андреевича Долгорукова) и стала застраиваться доходными домами.
В здании провели ремонт фасада, полов (покрытие из чугунных плит было заменено на подольский мрамор), а также выполнили новый резной иконостас главного храма, промыли и установили в нем иконы конца XVII и начала XVIII веков. Резьбу иконостаса изготовил известный мастер А.М. Астафьев.
В 1903-1904 году, по указу Московской Духовной Консистории, были проведены работы по постройке новых трапезной, приделов и колокольни. В приделах были установлены новые иконостасы работы И.М. Фролова, по стилю согласованные с иконостасом главного храма, и выполненные по моде того времени из мрамора; при этом иконы в них остались старые.
Поверхность фасадов колокольни и трапезной были богато декорированы различными элементами из фигурного кирпича, формы которых заимствованы у произведений русского зодчества второй половины XVII века. На окнах были установлены железные решетки ажурной работы Бордорф, вместо подоконников вставлены мраморные плиты.Пол в трапезной и обоих приделах сделан из метлахских плиток, солея и ступени были облицованы серым мрамором. В храме было устроено пароводяное отопление известной фирмой «Залесский и Чаплин».
В 1905 году была построена новая колокольня. Подрядчиком был крестьянин владимирской губернии В.П.Низов. Высокая пятиярусная колокольня была спроектирована с повторением приемов шатровых и ярусных звонниц XVII века. Могучие, прямоугольные в плане ярусы, несут два яруса звона с высокими арочными проемами, вся композиция увенчана изящным шатровым верхом, на котором находились ныне утраченные главка с крестом.
После октябрьского переворота 1917 года храм св. Николая Чудотворца не избежал участи остальных московских храмов. В 1922 году из церкви вывезли 17 пудов 8 фунтов золотых и серебряных изделий. В 1936 году Никольский храм закрыли, а здание приспособили для конторских нужд Треста строительства набережных. В том же году Моссовет распорядился устроить в храме Центральный антирелигиозный музей.
Проект перестройки храма был выполнен архитекторами Моссовета. По проекту виден характер работ и степень сохранности стен церкви в реконструируемом здании. В результате, при перестройке восточная часть храма вошла в новое пятиэтажное здание.
В 1942 году Центральный антирелигиозный музей переименовали в Центральный музей истории религии и атеизма. В 1944 году помещение музея передали комитету кинематографии для киностудии «Союзмультфильм», которая окончательно переехала и начала работать в здании храма с 1946 года.
В начале 2000-х годов было проведено историко-архитектурное обследование здания «Союзмультфильма». Специалисты признали культурную ценность за обеими частями постройки – церковной и административной. За административной частью закрепилась архитектурно-художественная ценность, как образца «сталинского классицизма 1930-х гг.»
К тому же, «Союзмультфильм» имеет историко-культурное значение, так как здесь на протяжении многих лет творили лучшие советские мультипликаторы (Ю. Норштейн, Ф. Хитрук, В. Котеночкин и др.). В результате, административную часть сносить и перестраивать нельзя, а восстановить прежний облик храма, без разрушения киностудии «Союзмультфильм», не представляется возможным. Значит, быть им вмести во веки вечные!
очерк — Анар ГАСИМОВ.