Анар ГАСИМОВ:

Зигмунд Фрейд

Поклонники Зигмунда Фрейда и приверженцы его психоанализа в этом году будут отмечать круглую дату – 6 мая австрийскому гуру-психологии и психиатрии исполнилось бы 160 лет. Интересно, если бы он всё ещё был жив и работал, насколько далеко продвинулось его учение и каковы были бы результаты? Ведь после смерти учёного в 1939 году о психоанализе стали забывать, многие ученики от него отвернулись. В тени отца-Фрейда им работалось не совсем комфортно, поэтому некоторые создали свои теории и пошли по другим направлениям. Без своего создателя психоанализ забуксовал, но молва о Фрейде жива до сих пор.

Жизнью и работой Фрейда я заинтересовался совершенно неожиданно для себя, причем моё любопытство не относилось к психоанализу, у меня не возникало к учёному каких-либо вопросов, связанных с психикой, я не искал его версий: что обозначают те или иные сны? Причиной интереса к Фрейду стал Моисей, тот самый мраморный мускулистый гигант, которого создал Микеланджело Буонарроти.

У флорентийского мастера было своеобразное представление о библейских героях. Такими массивными и внушительными их никто, кроме Микеланджело, себе не представлял. Например, в росписях на стенах и потолке Сикстинской капеллы, он не пожалел красок и наделил всех персонажей могучими накаченными телами, и даже лишенный бороды Иисус Христос на Страшном суде подобен классическому римскому атлету.

Статуя Моисея Микеланджело Буонарроти

Вот, и в мраморе Микеланджело высекал не хилых, изможденных и страдающих людей, описываемых в Библии, а высоких, широкоплечих и мускулистых атлантов, возьмём к примеру того же Давида во Флоренции или Моисея в Риме. На творение Микеланджело, я долго любовался, будучи в Риме в 2014 году.

Анар Гасимов, Рим

Я специально зашел в церковь Сан-Пьетро ин Винколи (Вериги Святого Петра), чтобы своими глазами увидеть легендарного Моисея работы Микеланджело. Он сотворил библейского патриарха в 1513-1515 г.г. для надгробия Римского Папы Юлия II. Статуя Моисея – это всего лишь фрагмент грандиозного замысла Микеланджело, который не осуществился из-за финансовых трудностей наследников Юлия II.

Первоначально гробницу предполагалось установить в Ватикане в соборе Святого Петра. Рядом с Моисеем должны были стоять ещё несколько грандиозных фигур, в их числе Микеланджело создал «Восставшего раба» и «Умирающего раба». Однако они не вошли в окончательную версию гробницы из-за изменившегося масштаба и её переноса в базилику Сан-Пьетро ин Винколи.

церковь Сан-Пьетро ин Винколи, Рим

Помимо статуи Моисея, в церкви Сан-Пьетро ин Винколи есть чем полюбоваться. Главная реликвия базилики – цепи Святого Петра, в которые был закован апостол перед смертью. Именно к ним приходят паломники и стекаются туристы, которые бывают в Риме. Проржавевшие цепи покоятся в золотом ларце со стеклянными стенками, священная для христиан реликвия хорошо видна. Перед ней многие молятся, кланяются и часто плачут.

церковь Сан-Пьетро ин Винколи, Рим

А ещё мое внимание в церкви привлекли странные гранитно-мраморные надгробия, от которых стынет кровь. На некоторых надгробиях в полный рост стоят скелеты – символы смерти, причем в довольно живых позах. Они притягивают к себе взгляды туристов не меньше, чем мраморный Моисей.

церковь Сан-Пьетро ин Винколи, Рим

церковь Сан-Пьетро ин Винколи, Рим

И причём тут Фрейд? А притом, что в сентябре 1901 года он побывал в Риме и тоже специально заходил в церковь Сан-Пьетро ин Винколи, чтобы взглянуть на Моисея. Причем, для Фрейда это была судьбоносная встреча, которая настолько его поразила, что учёный не мог отойти от статуи. Мраморный патриарх, в прямом смысле слова, заворожил австрийского психотерапевта. Он будет возвращаться в базилику Сан-Пьетро всякий раз, вновь приезжая в вечный город.

В 1913 году Фрейд провел в Риме три недели, и каждый день ученый заходил в базилику, подолгу стоял перед статуей Моисея, изучая и зарисовывая её со всех ракурсов. Он тщательно наблюдал за Моисеем, как за своим пациентом. Фрейд записывал всё, как одержимый, до мельчайших деталей: лицо, движение бороды, оттянутой правой рукой в сторону, противоположную направлению взгляда, левая рука лежит на колене, выражая сдержанность, правая нога крепко стоит на земле, а левая свободно отведена назад, чтобы он мог вскочить в любой момент.

Можно сказать, что Фрейд подверг Моисея психоанализу, причем руководствовался не только собственными наблюдениями, но и сторонним мнением. Учёный прочёл все публикации по поводу выражения лица библейского патриарха: одни исследователи видели гнев в его угрожающе нахмуренных бровях, боль во взгляде, презрение в приподнятой верхней губе и опущенных уголках рта; другие разглядели в лице Моисея ярость, из-за которой он разбивает скрижали с заповедями.

У Фрейда же было совершенно другое мнение! Он пришел к выводу, что перед ним не библейский герой, который действительно разгневался и отшвырнул от себя скрижали, а другой Моисей – порождение чувств художника, который позволил себе подправить и переосмыслить священный текст. Из-за этой вольности с Библией в творении Микеланджело, по мнению Фрейда, возникают два Моисея.

Рядом со вспыльчивым патриархом, подверженным гневу и страстям, встает человек с большим самообладанием, опытный политик, владеющий собой. Именно такой вывод сделал Фрейд в результате психоанализа, примененного к статуе в церкви Сан-Пьетро ин Винколи. Об этом исследовании Фрейд написал в 1914 году специальный очерк «Моисей Микеланджело».

Из выводов Фрейда следует, что мы можем казаться окружающим нас людям «гневными Моисеями», не способными сдерживать свои эмоции, вспыльчивыми, агрессивными. Или кто-то может казаться нам таковым! Более того, такая характеристика на человека может значиться в анкетах или каких-то других документах. Но так ли это на самом деле? И если взглянуть на это «священное писание» с иной точки зрения, как Микеланджело, и отсечь всё лишнее, то из «гневного Моисея» может получиться вполне терпеливый человек с большим самообладанием.

Исследование Фрейда, проведенное по отношению к статуе, убедило меня, что не стоит делать преждевременных выводов о человеке, даже если его поведение, реакция и мнение окружающих сводятся к определенной оценке. Ведь в большинстве случаем в социуме – чужом коллективе, мы ведем себя не так, какими бываем среди близких и друзей, то есть настоящими.

Может быть нам стоит чаще применять фрейдовский «метод Микеланджело» к тем, кто окружает нас на работе, в кругу друзей и близких. Что мешает нам, на примере Фрейда, более тщательно наблюдать и анализировать мельчайшие детали в человеке, которого мы хотим переосмыслить. Большой наградой за эту работу будет развенчание старого образа и проявление истинного лица, совершенно незнакомого окружающим!

Текст, фото – Анар ГАСИМОВ.