Анар ГАСИМОВ:
С популярным кремлевским дуэтом – Царь-колоколом и Царь-пушкой может потягаться их «близкая родственница» Царь-ванна. Как отливали колокола и пушки на Руси в средние века хорошо известно, а вот как вырубили и отполировали ванну из гранитного монолита весом 160 тонн – забыли. За 200 лет Царь-ванна погрузилась в невероятные слухи, обросла небылицами, стала темой для споров современных ученых. Этот странный экспонат не стоит искать в Кремле, он спрятан от глаз широкой публики и на то есть свои причины.
Увидеть и даже потрогать Царь-ванну своими руками удаётся далеко не всем. Для этого, нужно отыскать в заброшенном Баболовском парке, расположенном в Царском селе, руины дворца Григория Потемкина. Именно там, среди строительного мусора, битых кирпичей, арматуры и бытовых отходов, в нише под землей находится гранитный шедевр, изумляющий своими размерами и мастерством каменотесов.
За 5 лет до нынешних событий
Пять лет назад, я совершенно случайно узнал о том, что в пригороде Санкт-Петербурга в полной безвестности пребывает гранитный артефакт, который может встать в один ряд с Царь-колоколом и Царь-пушкой. Однако информацию об этом артефакте, почему-то, трудно найти. Он словно вычеркнут из официальной истории, и чем заслужил такое пренебрежение к себе – непонятно.
В июле 2011 года, я провел собственное журналистское расследование, попытался раскрыть тайну Царь-ванны, узнать о том, кто её изготовил и с какой целью. На этот счёт существует разрозненная информация и ряд гипотез, некоторые из которых носят абсолютно фантастических характер. Честно говоря, я уже забыл об этом расследовании и не вспоминал про гранитную ванну, пока в моих руках не оказалась книга Дмитрия Кузнецова «Бетанкур. Испанский творец Северной Столицы», она была издана в 2014 году.
Читая книгу о Бетанкуре, к своему большому удивлению, я наткнулся на Царь-ванну! До сих пор, мне ни разу не попадались печатные издания, где можно было бы найти хоть какую-то информацию о загадочном артефакте. В 2011 году я довольствовался информацией из интернета. Большей частью о Царь-ванне рассказывали очевидцы, которые побывали в Баболовском парке и видели её среди руин. Блогеры делились впечатлениями, размещали фотографии, обозначали маршруты и описывали, как добраться до Потемкинского дворца.
В эти рассказы порой вплетались разные «исторические» справки, гипотезы и собственные объяснения о способах изготовления ванны и её функционировании. Я так и не смог найти в СМИ печатную статью и тем более книгу о Царь-ванне. Вполне возможно, что Дмитрий Кузнецов является одним из немногих авторов, открыто опубликовавших исторические сведения о гранитном феномене.
До сих пор, некоторые историки утверждают, что Царь-ванну изготовили специально для императора Александра I, а архитектору Василию Петровичу Стасову приписывают перестройку в 1824-1825 годах бывшего дворца Потемкина в царские купальни. Чтобы поместить в купальнях огромную ванну, зодчему, якобы, пришлось сносить стены и перекрытия, расширять залы. С открытие купальни, в ней любили проводить время в летний зной члены царской семьи. Кто-то настаивает, что Александр I предпочитал купаться именно в холодной воде, а гигантская гранитная ёмкость была способна удерживать прохладу, и даже в самые жаркие дни вода в ней не нагревалась. Вот такие сведения, в разной вариации, можно чаще всего встретить о Царь-ванне в интернете.
Однако Дмитрий Кузнецов, в книге о Бетанкуре, опровергает общепринятую версию и раскрывает о Царь-ванне шокирующую информацию. Оказывается, гранитный феномен не имеет никакого отношения к Александру I, и члены царской семьи в этой «ванне» никогда не купались. Гигантский чан не предназначался для заполнения водой и купания, это подтверждает важный технический момент. На дне ёмкости нет, и никогда не было сливного отверстия. Если её заполнили бы водой, то слить отработанную воду было бы невозможно.
Десятку людей пришлось бы вычерпывать грязную воду ведрами несколько дней, а это никак не сходится с высокими технологиями изготовления загадочного объекта. Каменотесы не просверлили на дне чана отверстие для слива воды, так как гранитная глыба не вырубалась под ванну для купания. Тогда, какую функцию она выполняла?
Вот, что пишет Кузнецов: «Одна из петербургских масонских лож заказала Бетанкуру этот проект, и испанский инженер за него взялся. Для работы он привлек лучшего российского каменотеса Самсона Суханова, согласившегося за 16 000 рублей вырубить ванну. Работа заняла несколько лет».
Получается, что так называемая «ванна» играла у масонов обрядную или ритуально-мистическую роль? Может быть, эта ёмкость была создана в качестве жертвенника или масонского алтаря? Хотя, её также можно было использовать в качестве чаши для воскурения. На дно ритуальной чаши могли помещаться, а потом поджигаться благовония – это тоже древняя традиция, уходящая корнями во времена Древнего Египта.
Бетанкур – друг питерских масонов
Почему масоны Петербурга обратились именно к Бетанкуру со столь необычным заказом? Чем он заслужил высокое доверие? С сентября 1809 года генерал-лейтенант Августин де Бетанкур занимал должность инспектора Института Корпуса инженеров путей сообщения. По сути, на него возложили ответственную миссию – сформировать в России систему технического образования, начать подготовку инженеров и специалистов по сооружению мостов, прокладке водных и сухопутных путей. Испанец по происхождению, Бетанкур прибыл в Санкт-Петербург по приглашению и выгодному контракту. Его рекомендовал Александру I самый влиятельный чиновник – государственный секретарь Михаил Михайлович Сперанский.
Занимаясь законотворчеством, Сперанский также вёл активную масонскую деятельность, он был членом масонской ложи «Полярная звезда». Бетанкуру покровительствовал высокопоставленный масон. К тому же, первым, кто принял испанца в столице и предоставил ему роскошные апартаменты в своём доме, был масон армянского происхождения Петр Макарович Маничаров. Если Бетанкуру покровительствовали и принимали в своих домах влиятельные петербургские масоны, то вполне возможно, что и сам инспектор состоял в масонской ложе. Он быстро шёл по карьерной лестнице, заручился доверием императора, работал и жил со своей семьей в Юсуповском дворце на Фонтанке, часто встречался со своими друзьями-масонами.
Известно, что масонские ложи проводили свои заседания и тайные обряды в специализированных помещениях – храмах или в частных домах, дворцах и усадьбах. Очевидно, бывший дворец Григория Потемкина, возведенный в глубине Баболовского парка в Царском селе, вполне подходил для закрытых собраний и тайных встреч. Масоны этим воспользовались, для совершения каких-то ритуалов во дворце им потребовался гранитный чан.
Бетанкур как раз обладал нужными техническими знаниями, большим опытом и административным ресурсом. Он разработал проект создания чана из гранита, сделал все геометрические и математические расчеты, нашел профессиональных каменотесов и проконтролировал их работу.
Кузнецов в своей книге отмечает: «В 1812 году Августин де Бетанкур приступил к созданию уникальной «Царь-ванны», ее планировали установить в Царском селе, в Баболовском дворце, построенном в 1785 году для Григория Потемкина – фаворита императрицы Екатерины II. Дворец был одноэтажный и кроме овальной залы имел еще несколько комнат, каждая из которых выходила в парк. Во дворце требовалось поставить ванну высотой 1,96 метра, диаметром 5,33 метра и глубиной 1,52 метра».
В гранитную ёмкость вмещается 8 000 ведер воды, то есть около 80 000 литров!
Автор книги делает интересное замечание: «Таких массивных, цельных каменных сооружений, в мире за последние 2 000 лет уже никто не изготовлял. Что-то подобное можно было найти только при раскопках в Египте!».
Самсон Суханов – хранитель тайн вольных каменщиков
В начале XIX века в Санкт-Петербурге был широко известен Самсон Суханов – каменщик-ваятель, артель которого занималась возведением самых крупных и важных объектов города на Неве. Суханов и его мастера участвовали в строительстве Казанского собора, здании Биржи, Ростральных колонн и всего ансамбля стрелки на Васильевском острове, Горного института, Исаакиевского собора, Адмиралтейства. Причем, артель Суханова выполняла самую сложную работу – занималась поиском и разработкой каменоломен, вырубкой огромных монолитов, перевозкой вырубленных блоков к месту строительства, черновой и окончательной обработкой, шлифовкой камня.
Суханов владел технологией обработки гранитных блоков, вес которых мог достигать 114-117 тонн. Именно столько весит каждая из 48 колонн в нижней колоннаде Исаакиевского собора, все они изготовлены в артели Суханова.
Это кажется невероятным, но технологии Суханова, его уникальные знания и способность работать с многотонными гранитными блоками – утеряны. Современные ученые спорят о том, как Суханову удавалось вручную обрабатывать гранитные монолиты без применения каких-либо механизмов, станков и твердосплавных инструментов. Многие отечественные специалисты просто отказываются верить в то, что Суханов обрабатывал гранитные колонны вручную.
Судя по массе колонн, чистоте обработки и их шлифовки, нынешние инженеры и каменотесы делают очевидный вывод – здесь использовались машинные технологии. Но, увы, во времена Суханова не знали электричества, ещё не изобрели станков и механизмов, способных заменить ручной труд и повысить его эффективность. Вот такой получается парадокс!
Монументальные здания, возведенные Сухановым в Санкт-Петербурге всего 200 лет назад, продолжают стоять и удивлять современных ученых. Они утверждают, что нам пока такие способы и технологи неизвестны. И даже существовавшие во времена Суханова механизмы с водяным и паровым приводом не могли бы помочь в обработке гранита, они не могли бы достичь высокой скорости в шлифовальном процессе. Как же Суханову удалось добиться такого качества в работе? Откуда он получил знания и как до них дошел?
Если углубляться в биографию Самсона Ксенофонтовича Суханова, то возникает ещё больше вопросов. До 30-ти лет он был неграмотный – не читал, не писать. В его семье никто не занимался добычей и обработкой камней, поэтому заимствовать какие-либо знания у родственников Самсон не мог. Отец Суханова был бедным крестьянином, а мать нищенствовала и просила подаяние, чтобы хоть как-то прокормить детей.
Автор книги о Бетанкуре посвящает Самсону Суханову целую главу. В ней кратко описывается биография человека, который первую половину жизни занимался всем чем угодно, только не ремеслом каменщика. Он родился в 1768 году в маленькой деревне в Вологодской области. Начинал работать с поморами, ходил с ними за рыбой на Шпицберген. Затем строил водяные мельницы, шил сапоги, валил лес, точил веретена, ложки, трудился на Якорном заводе в Архангельске.
Суханов ходил с бурлаками по Волге и услышал от них о диковинном городе – Петербурге. Он решил отправиться в столицу, и попытать счастья. Самсону было уже 30-ть лет, он прибыл в Питер с купеческим обозом и стал искать себе работу. В это время требовались каменотесы на строительство Михайловского замка. У Самсона не было никаких навыков в работе с камнем, его приняли в ученики. За короткое время он научился новому ремеслу, достиг больших успехов и стал искусным мастером-каменотесом.
Замечательная история, но она никак не объясняет, откуда у Суханова появились столь глубокие знания, навыки и профессиональный опыт по обработке и шлифовке гигантских гранитных монолитов. Его научили азам, навыкам обтесывания малых и средних камней, из которых собирались стены и лестницы Михайловского замка. В здании не было монолитных колонн из гранита или гигантских шаров, которые потом Суханов изготовит и поставит на стрелке Васильевского острова.
Из официальных исторических справок и жизнеописаний мы не можем понять, как неграмотный мужик из Вологодской области, оказавшись в Санкт-Петербурге, стал хранителем уникальных знаний, технически-грамотным специалистом, начал активно применять ранее невиданные технологии обработки камней. Может Самсон Суханов заимствовал тайные знания у вольных каменщиков – масонов, которых в это время в Питере было очень много?
Причем, большая часть масонов, прибыла в столицу России из Европы. Эти люди привезли с собой не только мистические обряды и ритуалы, но и научные открытия, профессиональный опыт, технические разработки и самое главное – тайные знания. Видимо, Суханов оказался в нужное время в нужном месте. Вольные каменщики, участвовавшие в возведении Михайловского замка, передали начинающему коллеге свои тайные знания. Смекалистый парень быстро воспользовался этими знаниями и стал применять их на практике!
Вот, что пишет Кузнецов о новоиспеченном каменотесе после завершения строительства Михайловского замка: «Суханов открыл собственную артель – стал работать не на подрядчика, а сам заключал договора с заказчиками. Он привлек к работе лучших мастеров-каменотесов не только из Петербурга, но и со всей России.
Первым крупным подрядом Суханова стало возведение Казанского собора. Он взял на себя возведение колоннады, обращенные к Невскому проспекту, а также изготовление 56 монолитных гранитных колонн внутри храма. Самсона Суханова за участие в строительстве Казанского собора наградили золотой медалью».
Соперник каменотесов Древнего Египта
О Суханове знал уже весь Санкт-Петербург! После возведения и освящения Казанского собора, к знаменитому каменотесу-ваятелю обратился Бетанкур с новым заказом – высечь из гранита Царь-ванну или Чашу для воскурения. Естественно, что осуществить этот заказ для Суханова не представляло особого труда. Он уже овладел высоким мастерством обработки гранитных блоков и мог соперничать с каменотесами Древнего Египта.
Если сравнивать работу питерского каменотеса с древнеегипетскими артефактами, то Царь-ванна напоминает гранитный саркофаг фараона в пирамиде Хеопса. Правда, в своём саркофаге Хеопс никогда не лежал, а в Царь-ванне никто не купался! Обе гранитные ёмкости явно выполняли не ту роль, какую им приписывают современные историки.
Кузнецов кратко описывает создание Царь-ванны: «Сначала с большим трудом нашли подходящую глыбу красного гранита с вкраплениями лабрадора зеленоватых тонов, весом более 160 тонн, и доставили ее в Царское село с финского острова. Затем приступили к вырубке. Только полировка Царь-ванны заняла 10 лет с 1818-1828 годы».
После завершения работы, вес готовой ванны составил 48 тонн. Даже по нынешним временам это большая цифра, сравнимая с весом дюжины слонов. Не всякая современная техника способна поднять этот груз.
Сооружением и установкой Царь-ванны в масонской обители занимался не только Суханов, но и сам Бетанкур. В помещении, где стояла ванна, она же чаша для воскурения или жертвенный алтарь, Бетанкур установил чугунную лестницу с перилами, опирающуюся на чугунные колонны. Вокруг ванны также были возведены подиумы, на подобии смотровых площадок. Они хорошо видны на черно-белой фотографии.
Все детали подъемной конструкции отливались по проекту Бетанкура на заводе Чарльза Берда.
Таким образом, за таинственным обрядом могли наблюдать сразу несколько десятков человек.
Во время Великой отечественной войны, из-за бомбежек, рухнули своды Потемкинского дворца, большая часть его строений превратилась в руины. Созданные Бетанкуром чугунные конструкции тоже разрушились, и только гранитная чаша осталась невредимой. В интернете встречаются сведения, что немецкие захватчики, окружившие Ленинград и 3 года удерживая город в блокаде, пытались вывезти Царь-ванну в Германию. Но, гранитный монстр весом под 50 тонн оказался неподъемным грузом и остался на своём месте.
В Баболовский парк и к руинам Потемкинского дворца туристов не водят. Этот объекты не упоминаются в путеводителях, туристических проспектах и буклетах. Более того, в питерских краеведческих музеях нет никакой информации о Царь-ванне. Неужели информационная блокада, в которой находится исторический памятник на протяжении 200 лет, связана с масонским прошлым гранитной чаши? Ведь, чтобы официально признать Царь-ванну, в ней, как минимум, нужно просверлить сливное отверстие!
Текст — Анар ГАСИМОВ
В материале использованы отрывки из статьи А.Гасимова: «Гранитный монстр в Баболовском парке или что общего между саркофагом в пирамиде Хеопса и Царь-ванной» (29 июля 2011 года).