Анар ГАСИМОВ:

Эволюция литья: от Медного всадника до Минина и Пожарского

Ровно 200 лет назад русские мастера-литейщики заготовили и расплавили 18 тонн меди, а потом с первой же попытки отлили огромную скульптурную композицию, которая заняла почётное место на Красной площади в Москве. Памятник гражданину Минину и князю Пожарскому был целиком отлит 5 августа 1816 года, до этого момента столь огромный монумент из металла никто не создавал. На Медного всадника, например, ушло в 2,5 раза меньше металла, и отливали его частями на протяжении 3-х лет.

Мастерство русских литейщиков нарабатывалось годами. Так, в 70-х годах XVIII века никто не хотел браться за отливку Медного всадника. С подачи Пушкина, памятник Петру I начали принимать за медную скульптуру, хотя она целиком выполнена из бронзы. Над моделью конной статуи работал французский скульптор Этьен-Морис Фальконе, он потратил 12 лет, чтобы разработать варианты и подготовить гипсовую модель памятника в натуральную величину. Композиция получилась внушительных размеров: высота — 5 метров, а вес бронзового всадника должен был составить 8 тонн.

Эволюция литья: от Медного всадника до Минина и Пожарского

Фальконе считали сумасшедшим

В XVIII веке русские литейщики ещё не имели опыта создания колоссальных памятников, а иностранные мастера за экспериментальное литьё требовали огромные деньги. Причём, многие не гарантировали положительный результат и полагали, что отливка конной статуи вообще маловероятна, она имела ряд трудновыполнимых технических особенностей. Например, по расчётам Фальконе, для сохранения равновесия передние стенки монумента должны были иметь толщину не более 1-го сантиметра.

Фальконе

Фальконе не имел опыта в выполнении литья, он не мог самостоятельно приступить к созданию бронзового монумента и ожидал приезда французского мастера-литейщика Эрсмана. В мае 1772 года Эрсман наконец-то прибыл в Санкт-Петербург вместе тремя подмастерьями. Однако увидев гипсовую модель конной статуи, и выслушав технические требования Фальконе, французский литейщик не решился приступить к работе. Он называл Фальконе сумасшедшим и сказал, что в мире не существует подобного примера отливки.

В результате, Эрсман был уволен, и скульптору пришлось самостоятельно готовиться к отливке своего шедевра в бронзе. Помочь ему в этом нелегком деле вызвался местный литейщик, пушечных дел мастер, Емельян Хайлов. Вместе с Фальконе русский умелец в течение 3-х лет подбирал оптимальный состав сплава и делал пробы. За это время француз в совершенстве овладел техникой бронзового литья.

Памятник Петру I начали отливать в 1774 году. Однако одной заливкой дело не обошлось. Лопнула труба, по которой раскаленная бронза поступала в форму. Верхняя часть скульптуры оказалась безнадежно испорчена. На подготовку к повторной заливке ушло еще 3 года, и в 1778 году затея удалась.

В честь успешного завершения работы, скульптор в одной из складок бронзового плаща Петра I оставил надпись «Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778 года». Однако столь длительная работа над статуей испортила отношения Фальконе с Екатериной II. Француз был вынужден покинуть Россию, а многострадальный монумент был открыт без его участия.

40 лет спустя — технологический прорыв

Со времен отливки Медного всадника минуло 40 лет, за это время профессионализм русских мастеров-литейщиков возрос, опыта стало больше, появились новые технологии и навыки. В августе 1816 года отливать памятник Минину и Пожарскому взялся литейный мастер Академии художеств Василий Петрович Екимов. Он совершил настоящее чудо, так как отлил монумент с первого раза и целиком!

История уникального памятника началась за 13 лет до его героической отливки. В 1803 году члены Вольного общества любителей словесности, наук и художеств обратились к властям Нижнего Новгорода с предложением собрать деньги и установить в городе монумент легендарным землякам-нижегородцам, сплотившим народ и справившимся с бедами Смутного времени в начале XVII века. В тот период Россией правила Семибоярщина – представители семи боярских родов ожесточенно боролись друг с другом за власть.

Враждующие бояре положились на поляков и добровольно отдали им власть над Москвой. А поляки, чтобы удержать доставшуюся власть, контролировали и жестко подавляли народную активность, опасаясь бунтов и восстаний. Так, 17 марта 1611 года поляки устроили в Москве побоище, убив только в Китай-городе около 7000 москвичей. В свою очередь, воспользовавшись слабостью и безвластием Семибоярщины, крымские татары разорили Рязанский край, а шведы присоединили к себе северные земли.

С безвластием Семибоярщины и бедами Смутного времени решили справиться нижегородский земский староста Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский. Они собрали и снарядили ополчение и двинулись на Ярославль. В октябре 1612 года ополченцы пошли дальше, они атаковали Москву и взяли город штурмом. Поляков выгнали и ситуация в стране начала стабилизироваться. Близилось 200-летие этому историческому событию, и нижегородцы решили воздвигнуть легендарным землякам грандиозный монумент.

В 1808 году состоялся конкурс, победителем был признан проект скульптора Ивана Мартоса. После того, как скульптурную композицию одобрил император Александр I, последовал высочайший указ о сборе средств по всей России для создания памятника Минину и Пожарскому. В ходе сбора средств, комиссия обратилась к императору с просьбой установить памятник не в Нижнем Новгороде, а в Москве, так как Минин и Пожарский считаются национальными героями-освободителями России от иноземных захватчиков.  В результате, монумент решили поставить на Красной площади напротив входа в Верхние торговые ряды.

Эволюция литья: от Медного всадника до Минина и Пожарского

Пока собирали деньги на памятник, развязалась война с Наполеоном, поэтому проект пришлось отложить на неопределенный срок. После победы в Отечественной войне 1812 года о памятнике Минину и Пожарскому вновь вспомнили, ведь он олицетворял силу русского оружия. И деньги на монумент быстро нашлись!

Пьедестал памятника планировалось соорудить из сибирского мрамора. Однако медная композиция весом 18 тонн могла бы с лёгкостью раздавить хрупкий мрамор, он покрылся бы трещинами и разрушился. В этой связи, мрамор решили заменить гранитом. Найти подходящий гранит и вырубить горную породу взялась артель известного питерского каменотеса Самсона Суханова.

Самсон Суханов

Именно он вырубал из гранита Царь-ванну, огромные колонны из гранитных монолитов для Казанского и Исаакиевского соборов, Ростральные колонны и гранитные шары на стрелке Васильевского острова. Суханов нашел подходящий гранит для пьедестала в Финляндии, там же три огромных куска из цельной горной породы были обработаны, а затем водным путём переправлены в Москву.

Памятник Минину и Пожарскому, дореволюционное фото

20 февраля 1818 года на Красной площади, перед парадным строем войск, при большом скоплении народа, в присутствии императора Александра I скульптурная композиция Минину и Пожарскому была торжественно открыта.

Текст — Анар ГАСИМОВ