Татьяна БУШМАНОВА:
«Бомж» — одна из самых неприятных аббревиатур современного мира. А когда таким становится целый коллектив — это понимается как наша общая беда.
Именно так большинство горожан восприняло передачу РПЦ Смольного собора, из-за чего своей концертной площадки лишился профессиональный коллектив — хор. В перспективе у него конечно появится новый зал, но это, увы, далекая перспектива. Сейчас они дают концерты и в Исаакиевском соборе, и в Спас-на-Крови. Люди легче приспосабливаются к новым условиям.
Но тяжесть такова, что хор сменил название. И, если вы увидите, что участвует Концертный хор Санкт-Петербурга — то это они, прежние, но закалившиеся в борьбе. Что еще печально? Коллектив, прославившийся пением православной хоровой музыки будет исполнять ее в …. Петрикирхе на Невском, 22-24.
Люди могут приспособиться ко многому. Но Хор владел еще и уникальным органом, настроенным специально для определенного помещения — Смольного собора. Это цифровой электронный инструмент, созданный голландскими мастерами и обладающий уникальным звуком, который даже специалисты с трудом отличают от звучания традиционных трубных инструментов. И вот эту стокиллограмовую махину вывезли в январе 2016 года практически в никуда…
Но …. ирония судьбы. Достигнута договоренность с римско-католической базиликой Святой Екатерины о возможности поведения органных концертов. Орган размещают, и начинается очень тонкий процесс — настройка. Звук органа не должен исчезать, когда пальцы органиста еще на клавишах, он должен оставаться еще какое-то время под сводами.
В Смольном для этого имелась возможность и установки акустических экранов, и нанесения специальных красочных покрытий. В Базилике все сложнее. Это действующий храм, находящийся под присмотром ГИОПа, и такие операции здесь просто запрещены. Настройка продолжается и сейчас, но концерты уже начинаются.
Пока у концертов много организационных сложностей, в том числе санитарных, поэтому продолжительность концертов не более часа. Но все преодолимо и доступно согласованию, когда есть добрая воля. Спасибо Отцу Томашу, настоятелю базилики святой Екатерины, что он сумел перешагнуть через многие административные барьеры
Нет худа без добра. Вместо одного зала с проблематичной доступностью город получил две новые концертные площадки на Невском.
В предреволюционные годы в городе было более 100 органов. Сейчас их можно сосчитать по пальцам. Органная музыка у горожан в крови. И, если откроется все же концертный зал под Думой, это потребует установки еще одного органа. Так что у нас все еще впереди