Татьяна БУШМАНОВА:

Борис Эйфман: "Результат моей жизни - премьеры"

Великолепному балетмейстеру современности — 70 лет. Обычно это время подведения итогов. Но Борис Эйфман — не такой человек. Ему мало пространства Санкт-Петербурга, ему не сидится на месте. Сохраняя классику, он создал современный балет — балет Эйфмана.  У его театра — своя ниша, на которую не претендуют ни Мариинский театр, ни Михайловский.

Стиль танца объединяет прошлое, настоящее и будущее на основе русской школы, чем разительно отличается от западных трупп. Это современная кульминация классического балета, пропущенных через душу балетмейстера.

Как создаются все шедевры? Великим трудом, который начинается с чтения источников. Перебирая массу литературы и являясь любимым читателем Театральный библиотеки, Борис складывает рисунок дальнейшей постановки. Затем идет не менее сложный процесс подбора музыки. И когда новая постановка выходит в репетиционный зал, у него уже сложился весь рисунок балета, все движения. Остаётся совсем немного — подобрать тех артистов, которые умеют передавать эмоции танца движением тела.

В свои годы балетмейстеру проводит по 8 часов в залах с артистами, проигрывая вместе с ним все нюансы танца, переливая в них переполняющие  мысли и чувства. К великому сожалению, танцоров, которые отвечают высочайшим требованиям труппы, очень тяжело найти. Как и административный я персонал.

Уже сейчас Эйфман с ужасом представляет себя в каске на строительстве о театра, о котором мечтает последние лет 20. А ведь ещё понадобятся менеджеры разных уровней, понимающие, что такое управление и  труппой, и помещениями.  И, увы, в это время не будет места для творчества — нужно построить дом для семьи, которой давно стали все окружающие его люди — от осветителя до примы.

На сцене будущего театра, по мнению Эйфмана, должны быть восстановлены спектакли прошлых лет, но это не просто перенос, это реставрация, адаптация рисунка танца 20 века к веку идущему. Уже сейчас ведётся их подготовка. Но свою сцену он предполагает предоставлять и другим труппа как российским, так и зарубежным, как фольклорным, так и модернистским

Заканчивается сезон… В завершении его пройдет гала концерт в честь юбилея балетмейстера. Но он не собирается почивать на лаврах. В этот день он допустит на сцену своих «конкурентов» — молодежь, выращенную им самим. Это будущее театра, о котором так мечтает Эйфман.

Сейчас не самое подходящее время для гастролей — они не приносят необходимого дохода и иногда даже приходится отказываться от них. Так Эйфман не может позволить организацию показов в Молдавии  — месте, где похоронены его родители. Здесь и политическая обстановка накладывает свой отпечаток, и экономическая. Но мягкая сила культуры постепенно оказывает влияние на взаимоотношения между странами, что политиками пока недооценено.

За этот долгий срок  — уже прошло почти сорок лет — много было сложностей, непонимания, неприятия. Но, сохранив основополагающую концепцию притягательной энергетики, театр постоянно развивается, движется вперед. Миссия театра — творить добро языком, понятным без перевода. И, наверное, не зря Борис Эйфман является кавалером многих наград правительств различных стран.  Он умеет доступно показать, что такое чистое искусство души русской.