Думал ли Михаил Борисович Пиотровский, приходя 25 (уже 25!) лет назад на должность Генерального директора Государственного Эрмитажа, что можно будет проводить экскурсии по хранилищу имперские традиций России… не сходя со стула? Именно это позволяют сделать современные новаторские технологии с примесью некоего эрмитажного консерватизма.
На роль главного чичироне был приглашен Константин Хабенский, в меру остроумный, в меру ироничный, но прекрасно вписавшийся в чисто петербургский фильм, начинающийся в 18 веке и заканчивающийся в наши дни.
И все за 18 минут, которые снимались довольно долго, поскольку нужно было совместить выходной день Эрмитажа -понедельник — с окнами в съёмках Хабенского. Но, с другой стороны, это было во благо: у съемочной группы во главе с креативным продюсером Сергеем Захаровым было время просмотреть материал и сделать какие то правки. Хотя это было довольно сложно — фильм снимался «одним кадром» без остановки процесса.Съемки картины проходили на Дворцовой площади, в самом музее, в Висячем саду и на крыше Зимнего дворца. О чем я пожалела — не было сцен штурма Зимнего дворца в 1917 году. Было бы интересно оказаться среди революционную матросов, когда они вырвались во дворец. По словам Михаила Ацтекова, режиссера фильма, это было бы через чур бюджетно.
«Этот фильм делался под полным контролем Эрмитажа, без этого никакого фильма бы не было. Фильм станет частью того, что мы еще только создаем: пространства, которое мы называем Форумом Эрмитажа. Оно включает в себя первый этаж Главного Штаба, Дворцовую площадь и Малую Морскую», — отметил Михаил Борисович Пиотровский.
19-минутный фильм можно будет посмотреть с 21 июля в Главном штабе. Фильм покажут на русском языке с английскими субтитрами. В дальнейшем предполагается переводы на другие актуальные для музея языки.
Нам дали возможность побывать в этой самой «виртуальной реальности». Чувство присутствия полное. Мне хотелось отвечать на вопросы Хабенского, брать у него их рук предлагаемый волшебный шар, прохаживаться по любимым залам. Непередаваемы ощущения полёта над крышами Эрмитажа — и страшно, и дух захватывает. И все это с помощью всего лишь очков, в которые встроен смартфон.
Могу представить, как все это — мои движения, повороты — смотрелись со стороны. Если такими приборами оборудовать кинозал в любом городе, технология 360 градусов перенесет вас в Эрмитаж. Через какое то время можно будет скачать этот фильм в интернете. Фонд Константина Хабенского предполагает использовать его для показа своим подопечные в больницах и клиниках.
Мы все очень надеемся, что это только первый шаг в истории создания подобных виртуальных прогулок -ведь тайн у нашего великого музея, о которых можно рассказать таким образом, предостаточно. И, что, возможно, самое основное, здесь Эрмитаж -не декорация к чему то фильму, а полноправным партнёр и актёр.
Костюм для съемок создал дизайнер Янис Чамалиди. Мне кажется, именно так мог бы выглядеть человек и в 18 веке, и его можно было бы встретить и в наши дни. Креативным продюсером проекта выступил Сергей Захаров. Научный консультант — Татьяна Пашкова, ведущий научный сотрудник Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения. И даже Михаил Пиотровский получил в нем свою маленькую роль, в которой Хабенский выступал как наставник начинающего актера.
Очень надеюсь, что у фильма «Эрмитаж. Виртуальное погружение во времени и пространстве» прекрасное будущее