Взгляни, среди снежных корон в горах, среди гор, взлетающих почти до небес, стоит человек. Под ногами его облака закрыли всю землю… Тишина. Кругом белые, удивительные короны, величавые, удивительно прекрасные, из опалов и жемчуга, из топазов и малахита, из хрусталя и алмазов. Удивительно чудесные, огромные короны, а среди них стоит человек и смотрит, широко раскрыв глаза, смотрит и ждет. Обещал он, что на восходе солнца, среди пожара корон, в час хаоса красок и танца лучей, запоет он гимн Солнцу! Гимн Солнцу!
Почему то именно эти слова из “Гимна Солнцу” знаменитого художника, основоположника литовской музыки Микалоюс Чюрлениса пришли в голову сразу, как я получила приглашение от Санкт-Петербургского общества им. М.К.Чюрлениса принять участие в конференции “Чюрленис и Сибелиус – две судьбы, два гения”. Эти слова, мне показалось, отражаются в деревьях и камнях Финляндии, которые воспевал Ян Сибелиус и чей юбилей отмечала Страна Суоми пару лет назад.
Чюрленис и Сибелиус. Они начали свою музыкальную жизнь примерно в одно время. Сибелиус написал первую симфонию «Куллерво» по финскому эпосу в 1899 году, Чюрленис в этом же году начинает писать симфоническую поэму «В лесу». Сибелиус и Чюрленис называют свои музыкальные произведения «симфоническими поэмами». Им обоим близка поэзия в музыкальных произведениях. Сибелиус и Чюрленис в одно время учились в консерваториях Германии. Обоим помогли учиться в Германии их музыкальные наставники.
У музыки Сибелиуса и Чюрлениса одни, народные корни. Сравнение и изучение общего в их музыкальных произведениях даст нам еще больше для понятия творчества этих гениев финского и литовского народов.
Доклады перемежались с музыкой. После выступления с сообщениями сотрудников Музея-Института семьи Рерихов Ю.Будниковой и Ю.Делюкина на тему “Музыка и теософия”, у многих мог несколько измениться взгляд на творчество обоих композиторов. Было приятно, что доклады слушали не только приглашенные из России, но и ученые и гости из Финляндии, которым интересно творчество М.Чюрлениса и Я.Сибелиуса
Но когда по залу полетела музыка Сибелиуса, никто не остался равнодушен. Оказалось, что знакомая по фильмам и телевидению “безымянная” музыка» — это творение великого финна.
И здесь стоит поблагодарить Марию Ильюнину, Ксению Ферренци и концертмейстера Алену Железнякову за прекрасные музыкальные иллюстрации к теме.
В перерыве организаторы — Санкт-Петербургское общество им.Чюрлениса (Ю.Л.Шенявский и Г.В.Воронцова) и Т.Браславская (Санкт-Петербургской Консерватория) предложили нашему вниманию выставку репродукций картин Чюрлениса.
В заключении мы узнали много любопытного из докладов “Мифопоэтический универсум Чюрлениса” Т. Браславской, кандидата искусствоведения из Консерватории и “Огинский, Зубов и Пенгу — “ Музыкальные имена семейства графов Зубовых” Т.Исмагуловой из Российского института истории искусств
Вечер закончился исполнением литовских народных песен в обработке Чюрлениса.
Конференция проходила в уютном зале гостиницы Sofia — Культурный центр “София”, которая расположена в пригороде Хельсинки и поддерживается Финским православным Культурным центром. Здесь же обустроена часовня Святой Софии Премудрости Божией, открытой для всеобщего посещения.
Фото Д.Щеглова.