Я хочу сегодня рассказать о двух скульптурах, недавно отреставрированных в Государственном Эрмитаже с помощью спонсоров, венгерской компании Гедеон Рихтер. Почему именно эта фирма? Наверное, потому что одним из движений, которые они поддерживают, является забота о здоровье женщин. А здесь требовалось как раз лечение женских фигур. Символом проекта является гербера – цветок, который принято дарить тем, к кому испытываешь восхищение. Мы сегодня получили в подарок этот цветок, но, наверное, потому, что мы должны сказать вам: заботьтесь, милые дамы, о себе.

Скульптурный портрет Александры Федоровны, белой розы Императорского двора, имеет довольно интересную, сложную и в какие то времена трагичную судьбу.

Фридерика Шарлотта Вильгельма, дочь прусского короля Фридриха Вильгельма III, впервые познакомилась со своим будущим мужем, братом Александра I, когда они скрывали ь в Восточной Пруссии от наполеоновских войск. Александра Фёдоровна отличалась грациозностью, любезностью и весёлостью. Но она не думала, что станет императрицей, поскольку после бездетного Александра на престол должен был вступить средний брат Константин. Действия, которые произошли в декабре 1825 года, когда корона все же перешла к Николаю, навсегда отразилось на Александре Фёдоровна, ведь некоторые декабристов хотели уничтожить императора и все его семейство.

По воспоминаниям фрейлины Анны Тютчевой

» Император Николай I питал к своей жене, этому хрупкому, безответственному и изящному созданию, страстное и деспотическое обожание сильной натуры к существу слабому, единственным властителем и законодателем которого он себя чувствует. Для него эта была прелестная птичка, которую он держал взаперти в золотой и украшенной драгоценными каменьями клетке, которую он кормил нектаром и амброзией, убаюкивал мелодиями и ароматами, но крылья которой он без сожаления обрезал бы, если бы она захотела вырваться из золоченых решеток своей клетки.»

В начале 1820-х годов её отец заказал статую дочери известному скульптуру Карлу Вихману для своего дворца. Он изобразил Александру Фёдоровна, сидящей в кресле и глядящей на медальон с портретом родителей. Её голову украшал пышный венок. 1827 году статуя была готова и помещена в Шарлоттенбурге, дворце прусского короля. Николай I, увидев ее во время визита, решил заказать копию для Зимнего дворца. Четыре года спустя работа была закончена и автор приехал в Петербург, чтобы лично разместить статую. Место для неё было выбрано в угловой гостиной Николая I на третьем этаже.

Но судьба её была недолгой — в 1837 году произошёл сильнейший пожар в Зимнем дворце. Статую спасти не удалось. Повторить произведение автор уже не мог, он скончался задолго до пожара. Заказ был сделан Самуилу Гальберту, который тоже не смог его закончить. Окончательная доделка была выполнена его помощником Дмитрием Савельевым. Николай ревностно относился к изготовлению и неоднократно заходил в мастерскую скульптора. Он внёс некоторые изменения по сравнению с первоначальные образцом, в частности, распорядился убрать венок с головы. Статую в 1840 году разместили в Золотой гостиной.

Параллельно отец императрицы заказал ещё одну статую, которая в 1842 году была доставлена в Санкт-Петербург.

Итого к началу 20 века существовало три фигуры, одна в Шарлоттенбурге и две в Зимнем дворце. В мае 1941 года одна скульптура из Зимнего дворца была передана в художественный музей города Грозного.

Судьба была сурова в этим произведения искусства. Во время Второй мировой войны статуя в Шарлоттенбурге погибла.

Во время боев в Грозном в 90-годы была обезображена находившаяся там скульптура. Без головы, без рук, она, по мнению музейщиков, не подлежит восстановлению.

На единственную сохранившуюся статую время наложило свой отпечаток.

Во время Великой Отечественной войны она пережила блокаду Ленинграда. У неё появилась выбоина на спинке кресла и мелкие повреждения по всей поверхности мрамора. Были утрачены пальцы рук и медальон с портретом родителей императрицы и подлинным является только мизинец на левой руке, остальные пальцы — результат работы предыдущих реставраторов. Восстановлен медальон, поскольку без него был непонятен жест правой руки. Но воссоздавать на нем портреты родителей не стали.

Сейчас скульптура размещена на Октябрьской лестнице, той самой, по которой, по одной из легенд, бежали матросы при штурме Зимнего дворца.

Вторая скульптура, которую отреставрирована благодаря поддержке компании Гедеон Рихтер, это «Психея, лишившаяся чувств» Пьетро Тенерани. Сюжетом стало женское любопытство. По рассказам Апулея, Венера, мать возлюбленного Психеи, Амура, давала ей невыполнимые задания, чтобы разлучить с сыном. Однажды она послала красавицу в подземное царство с сосудом, который нельзя было открывать. Конечно, Психея не выполнила это условие и погрузилась в волшебный сон. Скульптор очень хорошо изобразил этот переходный момент, когда часть тела ещё не спит, а другая уже недвижима.

Скульптура очень понравилась любителям и было сделано несколько копий. Эрмитажная Психея поступила в музей как дар князя Христофора Ливена. Данных, что он её заказывал её у автора, нет, как неизвестна и судьба первого образца. Первый был выполнен для графа Джованни Батиста Соммарива, и специалисты считаю, что князь Ливен приобрёл для подарка именно её. Похоже, что Эрмитаж обладает первым экземпляров статуи, прославившей имя Пьетро Тенерани.

Во время реставрации был выполнен из искусственного мрамора утеряный палец, укреплены крылья. Специалисты очень аккуратно подошли к сохранению патины, поэтому скульптура имеет потрясающий исторический вид. Она размещена на Николаевской лестнице Нового Эрмитажа, того самого, который был построен по указанию Николая I для того, чтобы императорские собрания стали доступны народу.

В заключении хочу сказать пару слов о человеке, имя которого носит спонсор реставрации, Гедеон Рихтер. Как и эрмитажных скульптуры, бедствия 20 века — две войны, еврейский террор — не обошли его стороной. Он был расстрелян фашистами в Будапеште в 1944 году. Но память о нем мы храним до сих пор, используя препараты, названия которых большинству знакомо и было создано на его предприятиях. Это Гепарин, Панангин, Седуксен, Доналгин, Мидокалм, Кавинтон.

 

Спасибо, Гедеон Рихтер