Президентская библиотека и фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» представляют грандиозный музыкально-исторический проект «Музыка российской государственности».
10 концертов, посвящённых российским императорам, февраль–декабрь 2018, от Петра I до Николая II
В рамках нового проекта заслуженной артистки России, художественного руководителя фестиваля «Дворцы Санкт-Петербурга» Марии Сафарьянц и Президентской библиотеки публику ждёт рассказ о музыкальных пристрастиях российских императоров, о моде на придворную музыку для обеда и ужина, коллекция отечественных гимнов и военных маршей, редкие музыкальные артефакты, собрание аутентичных образцов духовной музыки, костюмированные презентации старинных музыкальных инструментов.
Музыкальная история страны в исполнении виртуозов, старинные музыкальные инструменты, костюмированные шоу, мультимедийные эффекты, увлекательный рассказ знаменитого историка Александра Мясникова
В музыкальной культуре Российской империи тесно переплетены традиции многих европейских стран, поэтому в проекте примут участие и звёзды мировой музыкальной сцены.
Проект «Музыка российской государственности» осуществлён с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
Следующий после открытия концерт состоится 16 марта. Александр Мясников расскажет об Анне Иоанновне, которая подписала 21 сентября 1738 года указ об открытии в городе Глухове Черниговской губернии специальной школы, где двадцать тщательно отобранных мальчиков обучались пению и игре на инструментах. Из Глухова в разные годы в Санкт-Петербург были доставлены Максим Березовский и Дмитрий Бортнянский. При Анне Иоанновне выросла значимость Придворной капеллы – главного музыкального учреждения России. Несравненный хор капеллы, состоящий из 50 выбранных дворцовых певчих, производил немалое удивление.
Во втором отделении речь пойдет о Елизавете Петровне, которая, если верить молве, сама сочинила песни «Во селе, селе Покровском» и «Чистый источник! Всех цветов красивей». В дальнейшем судьба песен сложилась таким образом, что они постепенно превратились в народные. При дворе Елизаветы Петровны существовали итальянская опера и придворный певческий хор. По повелению императрицы был заведён первый роговой оркестр и оркестр янычарской (турецкой) музыки. Именно в царствование Елизаветы Петровны в 1755 году произошло важнейшее событие в музыкальной жизни России: была поставлена первая опера на русское либретто, исполненная русскими актерами («Цефал и Прокрис», музыка Ф. Арайи, слова А. Сумарокова).
13 апреля состоится концерт, посвящённый Петру III. Великий князь, а затем император был известен как скрипач и вместе со своим придворным оркестром принимал участие в исполнении симфоний и ритурнелей к итальянским ариям. Пётр III прославился как коллекционер музыкальных инструментов, приобретая самые превосходные из них, сколько бы те ни стоили. У него было собрание скрипок, включавшее инструменты Амати, Штайнера и других знаменитых мастеров, различные редкости, например китайская фарфоровая флейта и флейта из янтаря, подаренная прусским королем. К 1751 году коллекция наследника престола насчитывала более 60 предметов. Музицирование, составлявшее важную часть жизни Петра Фёдоровича, продолжалось до последних его дней: даже будучи арестованным сторонниками Екатерины II после переворота 28–29 июня 1762 года, он потребовал для себя среди немногих самых необходимых вещей скрипку.
Второе отделение концерта будет посвящено Екатерине II. Принцесса Фике в юности обучалась пению, затем брала уроки игры на клавесине. При дворе Екатерины процветал музыкальный театр. Особенно любила императрица весёлые комические оперы. Она и сама сочиняла оперные либретто, стремясь придать музыкальному зрелищу просветительские цели. Все её либретто – «Начальное управление Олега», «Горебогатырь Косометович», «Федул с детьми», «Февей» – созданы в русле политических и идеологических устремлений императрицы. Появился новый жанр — вокально-камерная лирика, с циклом «российских песен» Ф. Дубянского и О. Козловского, и русский хоровой концерт М. Березовского. Родилась русская скрипичная школа, основоположником которой считается И. Хандошкин.
27 апреля концерт будет посвящён Павлу I. Он с детских лет занимался музыкой. Великий князь играл на клавишных инструментах, пел французские песни, впоследствии приобретал ноты и либретто французских опер для своей библиотеки, регулярно посещал придворные спектакли и концерты. Летом в парке Павловска часто играл оркестр, а зимой бывали санные катания с музыкой. Супруга Павла I Мария Фёдоровна была хорошей пианисткой, ей преподавали Д. Паизиелло и Д. С. Бортнянский, которые сочинили для неё и посвятили ей множество клавирных произведений. Во время заграничных путешествий великокняжеская чета обязательно посещала музыкальные спектакли. Во время августейшего визита в Вену для Павла Петровича и Марии Фёдоровны давали оперу В. А. Моцарта, причём автор сам сидел за клавесином и управлял спектаклем.
В мае представление расскажет о царствовании Александра I, который был инициатором учреждения Филармонического общества. Императору принадлежала ценная коллекция флейт, хотя сам император не играл на этом инструменте.
Концерт в июне будет посвящён Николаю I. Этот будущий император с детства играл на флейте. А затем и на других духовых инструментах, но все их называл трубой. Играл он и на барабане. Николай I любил слушать и сочинять военные марши. Императрица Александра Фёдоровна в разное время дарила супругу олифанты – сигнальные инструменты, вырезанные из слоновьих бивней. Кроме того, Николай I исполнял народные песни и очень любил церковную музыку. Вместе со своими детьми разучивал песнопения, сам руководил домашним хором. Однажды император попросил А. Ф. Львова, автора государственного гимна «Боже, царя храни», составить небольшой оркестр из его домашних. Композитор написал марш для четырёх инструментов, и на концерте в Гатчине в 1842 году партию трубы исполнил сам император.
Об Александре II публика услышит в сентябре. Он играл на тромбоне, много музицировал. В 1859 году было создано Русское музыкальное общество, в 1860 году открылся Мариинский театр, в 1862 году была основана Петербургская консерватория.
Октябрьский концерт будет посвящён Александру III. Он с детства еженедельно посещал уроки музыки. У него был прекрасный музыкальный слух, и сам император играл на духовых инструментах. Коронация Александра III, состоявшаяся в 1883 году, связана с важным событием в музыкальной жизни России. Во время коронационных торжеств звучала старинная роговая музыка, возрождённая после полувекового забвения. В июле 1882 года император утвердил положение о создании Придворного музыкального оркестра. Александр уделял оркестру много внимания, заботился об исполнителях. Музыканты обеспечивались квартирами, жалованьем, пенсиями. К 1917 году оркестр насчитывал 137 музыкантов. После революции бывший Придворный оркестр стал Государственным оркестром, расцвет которого относится к третьей четверти XX века. Тогда весь музыкальный мир знал название «Заслуженный коллектив республики государственный академический симфонический оркестр Ленинградской филармонии под управлением Е. А. Мравинского».
Последнему российскому императору будут посвящены два ноябрьских представления. Николай IIмузицировал на фортепиано. Императрица Александра Фёдоровна любила простую трёхструнную русскую балалайку. С игрой казаков-балалаечников собственного конвоя она познакомилась ещё в первый год жизни в России. А после рождения второй дочери среди игрушек детей появились игрушечные балалайки. Однако играть на балалайке в царской семье стали после того, как цесаревичу Алексею пошёл третий год. Видимо, в выборе музыкального инструмента для цесаревича сошлось несколько причин. Это было и стремление сделать из мальчика истинно русского монарха, и интерес императрицы к этому инструменту.