Для гостей Михайловского замка привычным является вход в музей через юго-западные двери. 2 августа директор Русского музея Владимир Гусев встречал журналистов у юго-восточных дверей, куда до сих пор никто из посетителей не попадал — совсем недавно там находились фонды Центральной военно-морской библиотеки Министерства обороны даже после передачи всего комплекса под музейные цели. Библиотека была основана в 1799 году. На сегодняшний день в ее фондах насчитывается около 1 млн 200 тысяч единиц хранения, в том числе около 30% изданий XVIII-XIX веков, являющихся библиографической редкостью. Свои помещения на Садовой библиотека занимала с 1951 года.
Эпопея с переездом началась еще при Анатолии Собчаке, но сначала не было помещений, туда переезжать, затем пошла череда смены руководства ВМФ, трагедия с “Курском”… И только после переноса в Адмиралтейство Главного штаба флота началось строительство фондохранилища на Васильевском острове.
Окончательное решение о переезде библиотеки в феврале 2018 года было принято при содействии министра культуры В.Р. Мединского и по указанию Главкома флота адмирала В.И. Королева. Переезд всех фондов библиотеки был осуществлён силами главного командования военно-морского флота в течении одного месяца.
Что же нас ждало во вновь обретенных залах? Полная разруха…
И только распечатаные на принтере листочки позволяли нам понять, что здесь были покоя камер-фрейлины А. С. Протасовой или обер-шталмейстера И. П. Кутайсова. Двери без ручек, исчезнувших уже после подписания приемного акта, огромные дыры в потолке со следами протечек… Где то летали воробьи…

Особенно тяжелое впечатление произвели Тронный и Воскресенский залы.
Немного истории.
Михайловский замок был построен окончательно в 1801 году для новой резиденции императора Павла I. В проектировании принимали участие такие архитекторы как Баженов, Бренна. Автором окончательного варианта и руководителем всех работ был Бренна.
Но император прожил в своей резиденции очень надолго.
В 1822 году во дворце разместили Главное инженерное училище, что привело к появлению официального названия Инженерный замок. До конца XIX — начала XX века производилась приспособление здания под новую функцию, появлялись новые перегородки. Но зданию несказанно повезло благодаря сохранившимуся описанию, составленному 1801 году немецким писателем Августом Коцебу по желанию самого Павла. Однако дальнейшие перестройки и изменения объемно-планировочных решений внутренних пространств не позволяет в большинстве случаев выполнить реставрацию на 1801 год. Наиболее приемлемым вариантом является реставрационный ремонт, необходимый для поддержания интерьеров в том состоянии, в котором они дошли до наших дней с сохранением их исторических трансформацией в позднейших изменениях и дополнениях.
Анфиладу парадных комнаты открывает Воскресенский зал. Раньше его стены украшали огромные картины исторического содержания. Авторы произведений художники Аткинсон, Угрюмов, Шибаев, Печатников.
В настоящее время картины Угрюмова находятся в запасниках Русского музея и будут размещены на своих местах после реставрации. Картины Аткинсона в Государственной Третьяковской галерее накатаны на валы, однако музей не будет требовать их возврата, удоалетворяясь использованием на временных ввставках. Судьба остальных картин в настоящее время остаётся невыясненной. В годы Великой Отечественной войны перекрытие зала было повреждено.
Сейчас этот красивейших зал разделен на три яруса — именно так располагались книги в библиотеке. Музейщики не предполагают пока их снимать и будут использовать в качестве строительным лесов. Из окон открывается великолепный вид на Кленовую аллею.

В Большой Тронный зал императора Павла I леса были установлены еще до окончательного перезда библиотеки — в таком плачевном состоянии он находился.
Живописные плафоны сняты и накатаны на валы. После реставрации здесь предполагается оставить великолепные книжные шкафы, служившие еще Инженерному училищу.
Еще одно помещение — Галерея Арабесок — была создана под впечатление визита Павла I в Ватикан, однако все убранство вывезли сразу после его убийства. Приспосабливая галерею под нужны Инженерного училище, ее длина была уменьшена на 40 метров установкой дополнительных пеегородок, которые будут сняты во время ремонта.
Мнение молодых и старейших сотрудников музея о реставрации различны. Если первые пришли в ужас, осматривая переданные интерьеры, то вторые и не такое видели — Строгановский дворец и уже действующее крыло Михайловского замка тому подтверждение.
Владимир Гусев не был бы собой, если бы не излучал оптимизм. Он считает, что при нормальном финансировании часть залов можно будет уже показать в 2019-2020 годах.
«Мы должны за два года, к 125-летию, не торопясь,сделать основные интерьеры. В конце 2020 года, очевидно, можно будет сделать презентацию. Речь идет не о конкретной дате 125-летия музея, которая будет отмечаться 25 апреля 2020 года, а о юбилейном годе в целом”, — сказал директор Русского музея.
Будем надеяться, что через два года мы увидим результаты работы коллектива музея.