В современном, но все же имперском, Санкт-Петербурге много перескающихся историй, которые возвращают нас в XIX век.

Совсем недавно музейщики Царского Села представили нам свои работы по реконструкции павильон Шапель. Когда-то давно это было одно из самых красивых сооружений в парке, при этом оно уже тогда проектировалось как руина. Когда современные посетители видит такое здание, они сначала не понимаю, что так и было задумано. Сейчас павильон пока в лесах, обустройство территории вокруг тоже требует значительных вложений. Но уже понятно, что в ближайшее время мы сможем увидеть Шапель как снаружи так и внутри. В 1850 году в этом павильоне была установлена скульптура, посвящённая Александре Николаевне,  дочери Николая I. 

Вот тогда я впервые и услышали это имя — Адини — и узнала историю ее короткой жизни. Она была любимицей  семьи, всегда бегала и щебетала. Несмотря на некоторую несерьезнось, она могла уже по взрослому  вести беседы на столом на самые различные темы. Ей было всего 18 лет, когда она обвенчалась с Фридрих-Вильгельм-Георг-Адольфом, сыном ландграфа Гессен-Кассельского. Это была взаимная любовь, но уже в это время бедной принцессе был поставлен диагноз “туберкулез”.  Едва родив малыша, молодая мама скончалась. Сын не пережил мать и умер в день своего рождения.

Скорбела вся семья. Через шесть лет после ее смерти в Царском Селе, где провела свои последние дни великая княгиня, в павильоне Шапель была установлена статуя Александры Николаевны с плачущим младенцем на руках.

К сожалению, мы не увидим эту скульптуры на своем месте — сейчас она находится в фондах Государственного Эрмитажа. На её месте будет установлена фигура скорбящего Христа.

И неожиданно о Александре Николаевне пришли новые вести, уже из Русского музея: обнаружен ее ранее неизвестный портрет

Среди работ Карла Павловича Брюллова в собрании Русского музея есть портрет, традиционно считавшийся изображением некой Ульяны М. Смирновой. Он датируется концом 1830-х годов. Картина, поступившая в собрание Русского музея в 1920 году, ранее находилась в Мраморном дворце в собрании великого князя Константина Константиновича. Некоторое время полотно обозначалось просто как «Женский портрет». Несмотря на то, что подпись художника на картине отсутствует, авторство не вызывает никаких сомнений.

      

В 2017 году, благодаря открытию специалистов, эта картина обрела свою историю: портрет Смирновой оказался изображением великой княжны Александры Николаевны (1825-1844), младшей дочери императора Николая I. Сейчас можно с уверенностью говорить о том, что это единственный практически завершенный портрет члена императорской семьи в творческом наследии художника. По этой причине случай определения подлинного имени персонажа живописного шедевра «великого Карла» можно считать уникальным.

Уже с 10 августа все посетители смогут увидеть тонкие аристократичные черты лица этой милой девушки, так рано ушедшей из жизни