Александр Дейнека справедливо считается одним из основателей большого советского стиля в живописи, более известного как соцреализм. Зачастую интерес к творчеству художника ограничивался станковыми произведениями, в тени же долгое время оставалось его мастерство рисовальщика.
Бег с препятствиями. 1958
Выставка «Контуры глобальной эпохи» показывает малоизвестную часть творческого наследия Александра Александровича, которое позволяет глубже понять масштаб дарования художника, ставшего символом своей эпохи. Графика Дейнеки представляет редкий и бесценный материал, который позволяет проследить творческую эволюцию автора и дает возможность зрителю увидеть захватывающий процесс фиксации его художественных переживаний.
Графика художника разнопланова, но именно из этих, не всегда определенных, законченных, точно направленных линий, создаются контуры будущих монументальных произведений, которые стали художественным исследованием, арт-репортажем и авторской оценкой ряда событий и явлений истории (индустриализация на Донбассе, бурное развитие спорта, Великая Отечественная война).
Из военных зарисовок. Череп в каске. 1942
На выставке будут представлены все стороны Дейнеки-графика: от образцов рисунков раннего периода творчества автора, начиная с первых детских опытов, вплоть до студенческих набросков и экспериментов художника в области гравюры. Посетителям выставки представится уникальная возможность увидеть наброски и эскизы к известным картинам Дейнеки, что равносильно присутствию в мастерской во время создания полотна. Более того, представленные на выставке работы являются частью семейного архива художника, который в свою очередь частично был опубликован в ряде исследований и ни разу не был представлен в таком объеме и с таким полным обзором всего творческого пути автора.
Женский портрет, 1950-гг.
Основой экспозиции , которая будет представлена в сентябре в музее им. Щусева (Москва) составляют работы автора из коллекции галереи Диалог, а также работы Дейнеки из фондов Государственной Третьяковской галереи и Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.
Елизавета Лихачева, директор Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева: «Александр Дейнека — великий русский художник. Возможность увидеть графику такого мастера — абсолютно уникальна, поскольку обычно этот материал недоступен в силу особенностей хранения. Я очень рада, что Музей архитектуры покажет эту часть творческого наследия Дейнеки – не просто большого художника, но и представителя русской школы монументальной живописи. Художника, который перевел традиционные формы в новый художественный язык»
Стройка. Эскиз росписи плафона для станции «Новокузнецкая» Московского метрополитена. 1941
Михаил Прозоров, директор галереи Диалог, куратор выставки: «Совместно с Государственным музеем архитектуры им. А.В. Щусева мы предлагаем взглянуть на творчество художника под совершенно новым углом. Знакомство с графикой Александра Дейнеки, непривычно камерной и лиричной, в музейном пространстве заставляет даже подготовленного зрителя остановиться, задуматься и глубже погрузиться в богатый идеями мир художника и проникнуть в философию его искусства. Эффект таких произведений выходит далеко за пределы эстетического воздействия, смещая акцент с результата творчества, и устремляясь в глубину процесса создания шедевра и фиксации художественных переживаний автора. Выставка по-новому открывает Дейнеку, вне контекста монументальности, а как внимательного художника-наблюдателя».