Менее трех часов занимает полёт из Москвы в Берлин, совсем небольшое расстояние по нынешним меркам, и всё же для многих россиян столица Германии — белое пятно. Красное знамя над рейхстагом давно уже не реет и Берлинская стена разрушена, но в День Победы мы традиционно приклеиваем на кузова автомобилей стикер «На Берлин», вспоминая штурм и взятие этого города — последнего оплота фашизма.

Берлинская стена

Увы, осколки советской эпохи немцы превратили в коммерческую приманку для туристов. Их приглашают в музей ГДР, устраивают экскурсионные поездки на трабанте — народном автомобиле восточногерманских граждан, шокируют страстным поцелуем Брежнева с Эрихом Хонеккером. Эта пикантная сцена изображена на остатках Берлинской стены, к ней стекаются тысячи зевак и любителей селфи.

Трабант — народный автомобиль восточногерманских немцев

Увезти же с собой «поцелуй» можно на открытках, магнитах, футболках, кружках и других сувенирах.

Поцелуй Брежнева с Эрихом Хонеккером на Берлинской стене

Что же такое — современный Берлин без советской штукатурки? Я составил собственное впечатление об этом городе и планирую поделиться многочисленными наблюдениями в серии путевых заметок.

На самом деле, столица Германии произвела на меня неоднозначное впечатление и если кому-то захочется в ней побывать, то будьте готовы ко многим сюрпризам.

Сюрприз первый: общественный транспорт

В Берлине очень развита транспортная сеть, гости и жители города активно пользуются наземным транспортом — автобусами, трамваями и такси, но всё-таки главным средством передвижения является метро. Оно считается одним из старейших в Европе! Первые поезда начали двигаться под городом в 1902 году, то есть на 33 года раньше, чем в Москве. Сейчас в Берлинском метро действует 10 линий, на которых расположилось более 170 старых и современных станций. Порой, они находятся в шаговой доступности друг от друга — это очень удобно. Гуляя по городу можно в любой момент нырнуть в метро и через несколько минут оказаться в нужном месте.

Метро в Берлине

Подземка в столице Германии в два раза меньше московской. Мы привыкли к тому, что столичное метро должно быть помпезным и величественным. Ведь наши станции напоминают подземные дворцы с бронзовыми статуями, хрустальными люстрами и медными канделябрами, лепниной и мозаикой из полудрагоценных камней на стенах и потолках, колоннами и арками из мрамора и гранита. Частенько у нас можно встретить группы зарубежных туристов, которые ходят по платформам и переходам между станциями с разинутыми ртами и судорожно фотографируют. Они не понимают и шокированы роскошной обстановкой, созданной по сути внутри общественного транспорта, где пассажиры оказываются на короткое время, суетятся, толкаются и бегут, не обращая внимания на уникальные интерьеры.

Метро в Москве, конечно, значительно превосходит по красоте, убранству и чистоте подземки в Париже, Риме, Вене, не говоря уже о Нью-Йорке. Поэтому, после московского метро пользоваться этим транспортом в Берлине, мягко говоря, не очень приятно. Сразу бросается в глаза грязь, кучи мусора на платформах, разводы и граффити на стенах станций, облупившаяся краска и осыпавшаяся штукатурка. К тому же, большая часть составов, курсирующих в разных направлениях, сильно устарели, многие из них, очевидно, были собраны во времена ГДР и до сих пор на ходу. Старые вагоны с протертыми сиденьями и грязными окнами — малопривлекательны.

Однако все эти моменты только цветочки, а настоящими ягодками в берлинском метро являются бомжи, их можно встретить практически на всех станциях. Причем, на больших платформах бомжи устраивают настоящие тусовки, они располагаются на скамейках, едят, пьют, спят и вполне комфортно проводят в подземке своё время. Их никто не гонит, скорее наоборот, хозяева ларьков и магазинчиков в метро подкармливают бедолаг, угощают напитками и сигаретами.

В вагоне берлинского метро

Ещё одной разновидностью «ягод» в берлинской подземке можно считать нищих с разным цветом кожи, они ходят не только по платформам, но и по переполненным вагонам с протянутой рукой, порой пересекаются и злобно поглядывают друг на друга. Увы, нищих под Берлином не меньше, чем бомжей.

Я не собираюсь пугать или отвращать туристов от берлинского метро. Эти наблюдения приведены лишь в качестве примера, чтобы подчеркнуть разницу между транспортными системами Москвы и столицы Германии, где есть и свои плюсы.

Причина массового наплыва и скопления бомжей и нищих в подземке очень проста и банальна, вход в берлинское метро никто не охраняет. На станциях отсутствуют патрули полицейских, нет дежурных в спецодежде, никакой внутренней охраны. Правда, на некоторых станциях есть полицейские будки со стеклянными стенами, но в них никто не сидит — там пусто.

Единственным инструментом надзора за порядком и безопасностью пассажиров явлются многочисленные камеры видеонаблюдения. Как они срабатывают в случае ЧП и быстро ли появляется на месте беспорядка полиция, я не знаю, но наличие камер, честно говоря, не прибавляет уверенности и спокойствия. В берлинском метро всегда нужно быть начеку.

Вы можете спросить: а как же турникеты? Как бомжам и нищим удается проходить через турникеты, если их не останавливает полиция и службы безопасности? Конечно, вполне возможно, что эти привычные для нас устройтва сдерживали бы поток бомжей и нищих, но в метро и на любом другом общественном транспорте Берлина турникеты отсутствуют, их вообще нигде нет. Доступ в подземку открыт для всех без исключения. Конечно, нужно приобрести и прокомпостировать проездной билет — это строгое правило, но кто его соблюдает? Немцы целиком и полностью полагаются на доверие, порядочность и законопослушность граждан.

Я уверен, что коренные жители Берлина и туристы соблюдают эти правила, но, увы, за последние годы столица Германии превратилась в большой лагерь для беженцев, которые наводнили центральные улицы, площади, кварталы и спальные районы города. К ним относятся снисходительно, терпят и как могут помогают, поэтому немцы «закрывают глаза» на поведение беженцев, так как вынуждены с ними сосуществовать. Кстати, если в метро, все-таки, появится контролер и поймает безбилетного пассажира, то «зайцу» придется заплатить довольно крупный штраф — несколько сотен евро или отправиться в полицию.

Сюрприз второй: закусочные

Жители Берлина свыклись и абсолютно спокойно относятся к повышенной криминогенности в своей подземке. Они вполне уверенно себя чувствуют и не страдают отсутствием аппетита. Видимо, у немцев как-то по особенному работает желудок и чувство голода они не переносят. Многие горожане обязательно что-то едят на ходу, а самым популярным место, где можно перекусить в Берлине, является метро. В Москве такого ещё не придумали, а вот немцы устроили в метро целую сеть закусочных, в которых можно быстро, дешево и вкусно подкретиться не выходя на улицу.

Закусочные в берлинском метро

Ларьки с бутербродами, булочками, пирожками, сосисками и напитками можно встретить практически на каждой станции. Они стоят прямо на платформе и пассажиры, выходя из вагонов, могут быстро перекусить, устроившись на лавочке у ларька. Но, в вагонах есть и пить запрещается, о чем напоминают специальные таблички с перечеркнутыми рисунками бутербродов, газированных и алкогольных напитков. Однако довольно часто можно увидеть, как пассажиры в вагонах спокойно разворачиваю купленный на платформе бутерброд и с аппетитом уплетают его пока едут, смахивая крошки на пол.

Пить пиво в берлинском метро тоже нельзя, но пенный напиток для немцев — это национальная гордость и лекарство, поэтому они принимают его регулярно, не дожидаясь острой необходимости.

От живого пива, как известно, пробуждается острый аппетит, который жители Берлина и туристы заедают сосисками и сардельками. Благо, сосисочные в городе попадаются на каждом шагу и даже в метро, и ассортимент у них весьма разнообразен. Немецкие сосиски отличаются от российских большими размерами и наличием мяса, причем разного вида — чисто свиные, говяжьи, из смешанного фарша и даже из баранины. Обычно в закусочных они подаются без гарнира, горячую сосиску нарезают, а затем приправляют кетчупом, горчицей или майонезом. Чаще всего, немцы едят сосиски с кислой капустой, отварным картофелем или фри. Еда, конечно, незатейливая, но достаточно сытная и вкусная.

Самые дорогие сосиски в Берлине — вегетарианские, они в полтора или два раза дороже обычных. Отличить вегетарианскую сосиску от настоящей мясной практически невозможно. Только попробовав её понимаешь, что имитация сделана из соевого теста, бобов, нескольких видов трав и специй.

Карривурст

Однако многие горожане предпочитают есть сосиски и сардельки с особенным соусом, который стал для жителей Берлина национальной гордостью — Карривурст (Currywurst). По традиции, большую сардельку из мелко рубленной свинины с добавлением говядины предварительно варят, а потом обжаривают.

Currywurst

Автором Карривурст стала жительница Берлина Герта Хойвер — хозяйка небольшой закусочной в районе Шарлоттенбург, который входил после окончания Второй мировой войны в британскую зону оккупации. У англичан Герта закупала разные приправы, индийские пряности и карри, а американские солдаты продавали ей кетчуп. Однажды Герта случайно смешала несколько приправ и карри с кетчупом, так появился её фирменный соус! Он очень понравился клиентам закусочной, а потом разошелся по другим заведениям и вскоре Карривурст полюбили многие жители Берлина.

Карривурст-экспресс

Сейчас сеть закусочных Карривурст распространена по всему городу, их около сотни. Кроме того, во многих ларьках в ассортименте есть соус с карри, но едят сосиски с этим соусом в основном туристы, а местные жители предпочитают лакомиться Карривурст только в фирменных заведениях. Я там побывал и попробовал что едят и так хвалят сами немцы. Честно признаюсь, ничего особенного в кетчупе смешанным с карри я не нашел, но их сосиски сами по себе вкусные.

Карривурст — популярная уличная еда в Берлине

Еще одним сюрпризом для меня стала закусочная Burgermeister у станции метро Schlesisches Tor. Считается, что в этом заведении продаются самые вкусные бургеры в Берлине, и чтобы купить порцию, нужно отстоять огромную очередь и потратить как минумум полчаса.

Burgermeister — необычная бургерная

Однако фишка Burgermeister не в бургерах, а том месте, где открыта столь популярная городская закусочная — это бывший общественный туалет начала XX века, на стенах которого сохранились таблички, указывающие на мужскую и дамскую стороны.

Мужской туалет

Признаюсь, я попробовал там бургеры и они, действительно, оказались сочными и вкусными, но очень маленькими.

Бургеры от Burgermeister


Продолжение следует…


Гасимов Анар Аллахверди, журналист-обозреватель, Союз журналистов России