Себя как в зеркале я вижу
И это зеркало мне мстит
Именно так можно сказать после просмотра премьерного спектакля “Олимпия” драматурга Ольги Мухиной в театре Балтийский дом.
На сцене разворачиваются события, которые нам очень знакомы, поскольку мы их пережили сами. Счастливые дни Олимпиады-80 и похороны Высоцкого, полёты в космос и афганская война. Горбачев, Ельцин, упоение свободой в 90-е годы. И вот улетающий Дзержинский с Лубянской площади — как воспоминание об улетающем олимпийском мишке, как символ надежд.
Мы, пожалуй, никогда не были так свободны, как в те годы. Свободны в мыслях, поступках. Мы жили с верой в будущее, которое было где то там, у горизонта. Но горизонт все отдалялся и отдалялся… Некоторые нашли выход в вере в бога, кто то пытался найти выход в наркотиках. Афган, Чечня тоже оставили занозы в душе. Спектакль пытается осмыслить то, что происходило с нами, понять, куда идти дальше.
Постановка осуществлена силами двух театров. Партнером Балтийского Дома выступил Русский театр Эстонии, что также отсылает нас к временам СССР, когда не было удивительным создание таких творческих ансамблей. Сейчас спектакль показывают на обеих площадках двух стран. Режиссёром спектакля стал художественный руководитель эстонского театра Филипп Лось. Работа актёров запомнилась правдивым отражением тех времен, хотя исполнитель главной роли Олег Коробкин родился уже в России. Но, возможно, даже у молодёжи воспоминания о тех временах заложены на генетическом уровне.
Как определить жанр спектакля? Это, скорее, публицистика на театральных подмостках. Прекрасная идея театра — устраивать встречи актёров со зрителями. И здесь проявилась ещё одна интересная вещь: в зале было приблизительно половина из смотревших спектакль не старше 25 лет, были и вообще 16-летние, родившиеся уже на пороге нового века, не знающих те смутные времена. И их реакция была удивительной: они говорили со слезами на глазах. Люди старшего поколения больше обратили внимание на вопросы наркотиков — похоже, у многих была в семьях эта проблема. Спектакль никого не оставил равнодушным.