Сегодня в ГМЗ «Петергоф» праздник: 20 лет, как начал работу путевой дворец Петра I в Стрельне. Это одно из зданий, которого не коснулся ни один пожар, даже во время немецкой оккупации, поскольку фашисты использовали его в своих целях. После войны в нем, практически целом в окружении разрухи, разместились органы власти посёлка, а позже детский сад. В 1988 году он был передан Петергофу, но наступили времена, когда за 10 лет обанкротились четыре фирмы, занимавшиеся его реставрацией.

И вот в 1999 году, в такой же солнечный день Петра и Павла, открылись 12 комнат петровского дворца. Первоначально император предполагал на этом месте создать «русскую Версаль», но, столкнувшись с техническими сложностями, перенёс её немного дальше, где можно было устроить водоводы к фонтанам. У этого же дворца осталась немного другая функция — он стал домом, где гости могли перекусить после дороги из Петербурга в Петергоф.

Она была расположена вдоль залива, поэтому дворец фасадом повернут к нему. Гости сразу заходили в гостиную. Сам Пётр, не жалуя рыбу, предпочитал горячие щи, студень и каши, запивая все квасом или любимым токайским. Из крепких напитков ему нравилась анисовая водка, которая считалась лекарственной. Первоначально одноэтажный, он обзавёлся мезонином для приема гостей, все более часто приезжающих на фонтаны.

Рядом с домом были разбиты огороды, где выращивались растения к царскому столу — ведь многие, такие как салат латук, артишоки, картофель, редис, были завезены императором из его зарубежных поездок. Здесь же «огород на голландский вкус», на котором  соседствуют пряные и лечебные травы. Грядки такие нарядные, что иногда становится непонятно, это что то — декоративное или съедобное.

Вплоть до Павла I сооружение было казенным императорских владение. При нем статус дворца изменился — ведь император больше любил Павловск и Гатчину. Дом был подарен сыну Павла, великому князю Константину. Тот умер бездетным и дворец перешёл к Николаю I, а после него к сыну Константину Николаевичу. И так вплоть до революции им владела ветвь Константиновичей.

Сейчас музейщики представляют практически две экспозиции. Одна документальная, где можно ознакомиться с материалами по созданию дворца, с его хозяевами, их семьями, ветвью Константиновичей. 

Вторая часть — интерьерная, где можно увидеть предметы быта петровской, елизаветинской и екатерининской эпох. Удивительно, но там много сохранившихся до сих пор раритетов — свидетелей тех лет

Музейщики воссоздали даже «фортунную комнату», где гости могли играть в карты, домино, шахматы. Была здесь же и рулетка, так что  действительно, можно было поймать фортуну

Очень тщательно подобран интерьер спальни Петра I. Это была совершенно приватная комната, куда не входили даже печники, чтобы разжечь огонь: печи были выполнены на две комнаты с дверцей в гардеробной. Сейчас сохранилась только одна подлинная кровать императора — во дворце Кадриог (Таллин, Эстония), по ней выполняются музейные реконструкции с сохранением исторических вещей, которые её окружали. Кровать была небольшой — в те времена считалось, что спать сидя полезнее. В Стрельне представлен халат Петра и покрывало, выполнение его женой, императрицей Екатериной. Эти предметы не могут долго находиться в экспозиции, поэтому, кому интересно, нужно поспешить с посещением музея.

Нельзя не заметить в комнате шкаф с янтарными шкатулками. Когда то давно его приобрёл в антикварном магазине Вадим Валентинович Знаменов, легендарный директор ГМЗ «Петергоф». Шкаф интересен тем, что в нем в одной из створок сохранилось подлинное стекло — так называемое «Лунное» . Стеклоделы тех времен ещё не могли выполнять полностью прозрачное и на нем видны радужные переливы.

Музейные фонды постоянно  пополняются. На юбилей открытия дворца он получил новые подарки. От ЦКБ МТ «Рубин» — члена ассоциации друзей Петергофа — была преподнесена прекрасно сохранившаяся дорожная аптечка. Там в целости все флаконы, пипетки, рецепты, по которым в дороге можно было собрать необходимый состав.

А от одного из петербургских коллекционеров была подарена карта 17 века, где обозначены Швеция, Дания, Московия, но ещё нет Петербурга.

Садовники с огромной любовью ухаживают за огородом, воссозданным в 2003 году по чертежам 18 века. Правда, он находится не на месте петровского, который не сохранился, а там, где его разместили при Анне Иоанновне. На нем есть, как мне показалось, все, даже виноград.

К празднику ГМЗ «Петергоф» выпустил новый путеводитель по Дворцу Петра и его огороду. Так что руки в ноги — и вперёд, осваивать новые туристические тропы. Это того стоит.