Любой человек, достигая определённого возраста, возвращается к своему детству, времени когда были живы бабушка и дедушка, когда хулиганили с соседским приятелем.
Мне кажется, такое случилось и в этот раз. Режиссёр и продюсер Валерий Тодоровский, родившийся в Одессе, но внесённых в списки «невъездных» на Украину, бережно воспроизвёл маленькую копию района на Мосфильме, чтобы мы могли окунуться в воспоминания.
1970 год. Я хорошо помню его, поскольку пару месяцев с отрядом студентов ЛЭИС работала в Чехословакии. Мы возвращаясь через Чоп, видели панику среди пассажиров. И все это — холера в Одессе. Нам запретили по дороге выходить из вагонов и покупать продукты на остановках. И вот теперь, посмотрев фильм «Одесса», я увидела, что происходило в первые дни беды в этом черноморском городе. Но, как мне показалось, только в первые. У одесситов были свои проблемы, им было некогда печалиться, хотя знаменитый Привоз закрыли. Именно здесь неожиданно возникает тема, о которой мы не говорили вслух, но которая нас незримо окружала: отъезд. Да, наши друзья, пакуя чемоданы, плача или смеясь, уезжали. Навсегда от нас. Туда. Разрывались связи семейные и дружеские. Непонимание в семье, обида на окружающих. Мне кажется, половина моего институтского выпуска сейчас живёт в Канаде и Австралии, Германии и Израиле. Мы смогли общаться только в нынешнее время — ведь большинство оставшихся работали в закрытых конторах.
И вот об этом тихонечко рассказывает Валерий Тодоровский устами своих актёров. В фильме просто великолепный состав, но тон всему создаёт пара Леонид Ярмольник — Ирина Розанова. На их фоне остальные служат фоном, хотя драмы у всех. Забитые мужья не могут бороться с напором Ксении Раппопорт и Евгении Брик, двух сестёр, одна из которых всю кашу и заварила. И все это разворачивается на глазах у мальчика Валеры. Я думаю, Тодоровский не зря дал ему свое имя.
Фильм «Одесса» — это сага о семье, сложных отношениях, любви и дружбе. Я очень рада, что смогла его посмотреть