В залах Зимнего дворца, там, где нас раньше встречал Дега, теперь располагается коллекция древнерусской иконописи XIV–XVIII веков. Выставка включается в себя более 80 экспонатов, большая часть из которых представлены впервые.
Экспозиция посвящена столетию хранителя Фонда икон Александры Косцовой. Она работала в Эрмитаже с 1949 по 2006 годы, и именно она готовила первый план постоянного размещения древнерусской живописи в Эрмитаже.
Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский отметил, что каждому экспонату было уделено большое внимание, каждая икона помещена в особую витрину с безопасным для экспоната микроклиматом, который отслеживается по WiFi. Да и посетителям они придутся по вкусу — не бликуют, предоставляют возможность сделать хорошие фотографии. Стекла практически не видны, я даже случайно стукнулась, рассматривая одну из икон.
Раньше подобную экспозицию мы могли увидеть только в Фондохранилище Эрмитажа в Старой Деревне, сейчас около 80 ликов святых демонстрируются в самом центре Зимнего дворца.
Собрание иконописи начало формироваться в музее в 1941 году — тогда открыли отдел истории русской культуры. Но уже после Великой Отечественной войны в Эрмитаж поступили сотни экспонатов — это было в 1950—1970-х годах в результате экспедиций музейщиков в Ленинградскую, Новгородскую, Архангельскую, Мурманскую и Ярославскую области.
И вот здесь я вспомнила солоухинские «Чёрные доски», которые прочитала в 70-е годы, когда долгое время проводила под Архангельском. Вы бы видели эти дома поморов, где в красном углу обязательно стояли иконы, хранившиеся в семьях веками. И вот за ними шла охота между практически мародерами, которые грабили и церкви, и дома. И мы должны быть благодарны сотрудникам Эрмитажа, которые сумели спасти в этих непростые условиях сокровища Русского Севера.
Я ходила и рассматривала эти лики. Самое первое, с которым вы встречаетесь — Никола Мирликийский, благославляющий вас. Яркий киноварный фон не позволяет пройти мимо. Это Новгородская икона начала XV века.
В первом зале, пожалуй, самые древние экспонаты. Кроме Николы (это наш домашний святой, поэтому я немного фамильярна) здесь черная доска с ликом Спаса Вседержителя, Псков. 14 — начало 15 века.Именно здесь я поняла, откуда появился российский триколор.
В зале также представлены фрагменты деисусного чина, Центральная часть которого находится в собрании Русского музея. Такие раньше были правила музейного фонда.
В последующих залах иконы с привычным сюжетами меняли друг друга. Но они, прекрасно отреставрированные мастерами Эрмитажа, постоянно притягивали взгляды теми или иными деталями.
Святитель Никола Можайский — единственная деревянная скульптура родом из Сольвычегорска: для экспозиции выбрались экспонаты с на лучшей сохранностью.
У иконы «Иоанн Богослов в молчании» я долго стояла, чем то она притягивает. Потом поняла: она из Неноксы, небольшого сейчас населённого пунктам под Архангельском, который стал полигоном для военных. Помните историю годичной давности, когда все нервничали? Так вот это и есть молчание. И ещё одна икона из Неноксы. Богатейшая доска Никола Мирликийский с 28 клеймами. И что сделали с этим некогда богатым русским поселение? Полигон… Хорошо, что нашлись энтузиасты, которые смогли спасти эти сокровища.
Увидела в одной из витрин три иконы, очень напомнившие те, что висели у бабушки. Они перешли ей от её бабушки из Вологодской области. Похоже, моя семья всеми корнями связана с Русским Севером.
Я могу и дальше перечислять, но лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Найти залы легко — по Иорданской лестнице через Фельдмаршальским зал по Министерскому коридору. И после визита в эти комнаты сходите на экспозицию византийской живописи. Это очень интересно — перекличка культур.