Мы давно ждали открытия этой выставки. Современное искусство Китая очень отличается от традиционного. Оно просто другое, европейское с каким то налётом ориентализма. Выставка работ проекта «Чжан Хуань. В пепле истории» должна была открыться ещё в 15 мая.

Но в историю вмешался вирус.

За это время Чжан Хуан создал серию работ «Love», посвященную событиям пандемии COVID-19. Цикл станет частью экспозиции, открытие которой состоится, как только будут сняты запреты на посещение музеев.

Серия «Love» / «Любовь» стала откликом на личные истории людей, пострадавших от коронавируса. Название отсылает к трагической истории беременной женщины, скончавшейся от вируса.

«Love» / «Любовь» создана в рамках «Красной серии» – самой новой в творчестве художника. Именно она ознаменовала собой смену творческого курса Чжан Хуаня и его возвращение к технике живописи. Это весьма необычно для современных художников и поэтому, как мне кажется, особо ценно: красота и техника китайского искусства всегда стояла обособленно и часто не поддавалась повторению.

Первые работы новой серии объединены названием «Реинкарнация»: для них характерны активное использование красного цвета на стерильно белом фоне, общее эмоциональное напряжение и образ «красного дождя», переходящий из работы в работу.

«“Любовь” — это все тот же белый холст и красный акрил, где дождь из “Реинкарнации” превратился в стекающие дорожки красной краски, стеной закрывающие сочащийся, пульсирующий сгусток. Эмоциональное напряжение “Красной серии” усилилось в разы. Что за образ возникает на холсте — вырванное сердце? Покинутый человеческий зародыш? Потеки краски льются словно в немой истерике, в желании укрыться, сжаться, спастись от окружающего кошмара», — комментирует цикл Дмитрий Озерков, куратор выставки, заведующий Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа.

Сам художник рассказывает о новых работах: «Любовь произрастает из пылинки, свободно парящей в лучах солнца. Люди, которые любили тебя, и люди, которых ты когда-то любил; те, кого ты знал, и с кем не был знаком; люди, о которых ты слышал, и те, кто просто когда-то жил в этом мире, — каждый в конце концов проводит свою жизнь здесь, на этой земле. В масштабах вселенной наша планета— такая же пылинка в потоке солнечногос вета. Но энергия вселенной происходит из любви, из этой пылинки в лучах солнца».

Чжан Хуань – современный китайский художник, ставший известным после ряда громких перформансов в Китае и США. В середине 2000-х годов художник занялся созданием живописных произведений в уникальной технике: большинство его масштабных работ написаны пеплом от благовоний из буддийских храмов. Одно из таких произведений будет показано на выставке в Эрмитаже – сорокаметровый групповой портрет коммунистической партии КНР «15 июня, 1964» займет почти всю стену Николаевского зала Зимнего дворца.

В экспозицию войдут работы, выполненные в необычной технике, которая представляет собой смешение фотографии и резьбы по дереву. Часть из этих деревянных рельефов выполнена по мотивам живописных произведений из эрмитажного собрания – «Возвращение блудного сына» и «Флора» Рембрандта, «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи и другие шедевры предстанут перед зрителем в новом формате.

Проект «В пепле истории» состоит из работ в нескольких сериях, выполненных в разных техниках. Всего на экспозиции будет представлено около тридцати произведений, многие из которых созданы специально для предстоящей выставки под впечатлением от посещения Эрмитажа и Санкт-Петербурга.