Проходя мимо Медного Всадника — памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге, мы видим его красоту и грацию. Но, наверняка, никто не задумывался, что это и инженерное сооружение, которое скульптор Этьен Фальконе проектировал даже с учётом розы ветров в этой части набережной. За прошедшие годы многое в окружении, в том числе, дома менялись, в связи с чем менялась и ветровая нагрузка. При сильных ветрах имеются колебания скульптуры.
Недавно исследователи пришли к выводу, почему хвост коня не закреплен намертво. Старший научный сотрудник Государственного музея городской скульптуры, хранитель памятников города Надежда Ефремова на пресс — конференции в информационном агентстве Интерфакс рассказала, что хвост лошади исполняет роль распределителя ветровой нагрузки. Незакрепленный у основания, он производит колебательные движения, заставляя скульптуру переминаться как бы с ноги на ногу.
«Как писал Фальконе, змея не только символ, но и деталь, которая позволяет скрыть причину, которая заставила к ней прибегнуть. На монументе змея под копытами коня еще соприкасается с хвостом, это третья точка опоры. Ее Фальконе создал, высчитав, какие ветра дуют в этом месте Северной столицы, чтобы обезопасить статую от боковых ветров», – продолжает Ефремова.
До сих пор идут споры о происхождении Гром камня. Он, по проведённым анализа, не является аналогом пород Карелии. Скорее всего его принёс ледник много тысячелетий тому назад. В камне было много жил с полудрагоценными камнями — кварцами, топазами. В Санкт Петербурге в то время было модно из осколков камня делать набалдашники для тростей, пуговицы и другие подобные бытовые изделия. Однако последние исследования показали, что в постамента достаточно много искусно заделанных швов, которые требуют дальнейшего изучения и реставрации.
Да и сам памятник имеет некоторые дефекты патины, особенно ярко выраженные в складках плаща. Кроме того, нужно обновить площадку перед памятником.
Наверное, поэтому сейчас так важно провести глубокую научную реставрацию Медного Всадника с установкой лесов. Тогда учёные смогут точнее определить, как жить дальше и что делать на сегодняшний день. Однако, время упущено, в 2022 году юбилей Императора, поэтому сейчас возможно только частичная реставрация.
У памятника есть определенный охранный статус, который выдает КГИОП. Это памятник федерального значения, являющийся имуществом Санкт-Петербурга и состоящий на музейном учете в Государственном музее городской скульптуры.
Заместитель директора по науке Государственного музея городской скульптуры Елена Крылова отметила, что, учитывая, что последняя реставрация монумента проходила в 2003 году, памятнику тоже нужно будет подготовиться к такого рода работам.
На сегодняшний день все необходимые согласования с КГИОП пройдены. В ближайшее время документы будут поданы в Комитет по культуре для необходимого финансирования. В общей сложности смета составит порядка 45 миллионов рублей.
По сообщению Исполнительного директора Международного благотворительного фонда имени Д. С. Лихачева Александра Кобака организация составляет свод петровских памятников России. Они есть от Архангельска до Дербента, от Калининграда до Камчатки. Речь идет не только о монументах, но и крепостях, дворцах, соборах названных в честь Петра Великого. В общей сложности по России насчитывается около 700. В Петербурге их более 20.