Полгода назад мы впервые побывали в Зубовском флигеле Екатерининского дворца, чтобы увидеть в последний раз эти комнаты перед реставрацией. Было уже в тот момент понятно, что работы — непочатый край.
Зубовский флигель Большого Царскосельского (Екатерининского) дворца реконструирован в 1779-1780 годах по проекту архитектора Юрия Фельтена. На втором этаже Екатерина II оформила для себя личную половину, пригласив для работы над интерьерами шотландского архитектора Чарльза Камерона.
23 августа 1779 года Екатерина II пишет в письме Фридриху Мельхиору Гримму (немецкий публицист эпохи Просвещения, критик и дипломат, многолетний корреспондент императрицы Екатерины II): «Сейчас я устроилась с мистером Камероном: родом шотландец, якобит по убеждениям, большой рисовальщик, воспитанный на классических образцах, он получил известность благодаря своей книге об античных банях…». В его лице императрица нашла человека, столь же фанатично увлеченного античным искусством, как и она сама. Камерону, приехавшему по приглашению Екатерины II из Англии, поручили продолжить уже начатые работы во дворце, но в его собственной интерпретации прекрасных образцов из наследия римлян и эллинов. Камерон был архитектором нового, классического направления в архитектуре XVIII века. Каждое помещение для императрицы в Новом (Зубовском) флигеле он задумывал не похожим на другие. Когда были готовы лишь две комнаты жилых покоев, императрица переехала в них.
В этих изысканных комнатах демонстрировалась «простота со вкусом» – минимум позолоты и резьбы, богатых тканей и ковров; много пространства и воздуха, отличных картин на стенах, книг в шкафах, несколько великолепных кресел, стульев, столов и бюро. Новые необычные материалы украшали комнаты, отделанные Чарльзом Камероном, – синее, молочное и аметистовое стекло, серебро, зеркала; камины вместо громоздких печей; белоснежная лёгкая лепка вместо объемной золоченой резьбы.
Что же сейчас происходит там?
На стадии завершения – реставрационные проекты Туалетной и Рафаэлевской комнат, разрабатывается проект воссоздания Китайского зала. Специалисты вносят уточнения в проектные решения Купольного и Зеркального залов. Ведутся альфрейные работы по деревянным колоннам Купольного зала, предполагающие тщательную прорисовку рисунка по сухой готовой поверхности с нанесением нюансов освещения – теней, полутонов, бликов, сияний – для дальнейшего утверждения образцов.
Согласована модель лепных панно в Купольном зале, начались работы по лепке. Практически на 50 процентов восстановлен паркет Зеркального зала. Производится вычинка кирпичной кладки. Сюда входит оценка качества кладки, удаление старых и раскрошившихся материалов, очистка поверхности, приготовление строительных растворов, заполнение образовавшихся пустот
Уже сегодня в залах можно увидеть историческую кладку, очищенную от поздних наслоений.
В ближайшее время планируется возобновить прерванные пандемией переговоры с Китаем по подбору аналогов панно в Китайском зале. Кроме того, найдено производство по изготовлению керамического декора (майолики) для интерьера Зеркального зала и производитель «сложного» стекла, которое применялось для отделки Опочивальни и Табакерки
Воссоздание неповторимых интерьеров Зубовского флигеля Екатерининского дворца ведется на основании сохранившегося уникального иконографического материала из коллекции музея – акварелей, фотографий довоенного времени, а также коллекции автохромов, выполненных в 1917 году после отъезда царской семьи, на которых зафиксированы интерьеры царскосельских дворцов
Масштабный проект «Екатерина II. Личное пространство» рассчитан на период с 2019 по 2023 годы. За это время планируется вернуть в экспозицию 8 интерьеров
Реставрация многих объектов культурного наследия Санкт-Петербурга ведётся при поддержке ПАО «Газпром». И здесь стоит поблагодарить компанию, без финансовой поддержки которой ГМЗ «Царское Село» никогда бы не смогло осилить такой грандиозный проект как практически воссоздание Зубовского флигеля.