В 90-е годы среди музейщиков одним из самых непопулярных слов было «реституции». Именно в то время западные музеи выдвигали требования по возврату своих художественных предметов, полученных СССР как компенсации за потери в результате Второй мировой войны. Государственной Думой был принят закон, запрещающий такие возвраты.
Но до сих пор существуют так называемые «внутренние реституции». Ни для кого не секрет, что и до войны, и после неё, миграция по Музейным фондам картин, скульптур, мебели, других крупных и мелких предметов искусства определялась не принадлежность в прошлом к данному собранию. Иногда это было оправдано, ведь даже наши пригородные музеи стояли в руинах. Поэтому многие предметы просто записывались за тем или иным собранием. Так огромные шпалеры из Михайловского замка много лет лежали, намотанными на валы в Москве, поскольку не было возможности их выставить в родном месте.

Наверное, возврат различных предметов на свои места так радостно встречается, пусть это и называемая «передача на временное хранение». Ведь в России нет ничего более постоянного, чем временное.

1 февраля в Гатчинский дворец вернулась в на свое место Екатерина II

Этот раритет — барельеф Екатерины II, в XVIII выполнил итальянский мастер Джованни Антонио Чибеи. До 1941 года скульптурный портрет императрицы занимал центральное место в Туалетной Марии Федоровны. В белоснежном мраморе скульптор изобразил государыню в горностаевой мантии, с Андреевской звездой на груди, голову Екатерины Алексеевны венчает малая корона, а причёска украшена эгретом – ювелирным украшением, похожим на брошь. Рама из жёлтого мрамора как будто вторит золоченому багету подобных живописных парадных портретов императрицы. После открытия Туалетной в 2007 году место барельефа над камином долгое время пустовало. Последние годы музей-заповедник «Царское Село» несколько раз предоставлял мраморный портрет в Гатчину для временной экспозиции, и вот, наконец, изображение Екатерины II возвращается на своё историческое место.

Постепенно наполняется Арсенальный зал, реставрация которого была закончена в 2020 году. В ХIХ веке во время пребывания императорской семьи в Гатчине этот интерьер становился центром дворцовой жизни. Массивные столбы-пилоны условно разделяют пространство и создают отдельные уютные уголки. В одном прямо к потолку крепились качели, в другом была установлена деревянная катальная гора «Парнас» с отполированной поверхностью для скольжения; в третьем – круглый стол был окружен мягкими креслами с красной бархатной обивкой, где дамы читали вслух и занимались рукоделием; в четвёртом мужчины играли на бильярде… К сожалению, многое из подлинной обстановки не было эвакуировано, а сохранившиеся предметы после войны оказались в собраниях других музеев.

И вот сейчас из фондов ГМЗ «Царское Село» возвращаются домой три скульптурных группы со сценами охоты — не секрет, что императоры Александр II и Александр III были любителями этой забавы.

Александр II увлекался охотой на крупного зверя. Однажды на медвежьей охоте император едва не погиб: его пуля ранила медведя, но не убила, и медведь стремительно бросился на охотника, который уже не успевал сделать второй выстрел. На помощь пришёл унтер-егермейстер Иванов, сопровождавший императора на охотах более двадцати лет. «Иванов не потерялся, вскрикнув: „Государь налево, рогатчик вперед!“, и в тот же момент сам стреляет, а рогатчик всаживает рогатину в грудь зверя, и зверь пал мертвым у сапога государя» (из воспоминаний одного из участников охоты). Унтер-егермейстер и рогатчик были награждены медалями с надписью «За спасение» на Владимирской ленте, а чучело медведя долгие годы украшало Лисино. Увы, во время оккупации чучело исчезло, но сейчас там представлено его фото: это был огромный зверь.

И вот сейчас на своё место будет установлена скульптура «Лисинский медведь», созданная на основе этой истории. В честь счастливого избавления от опасности в схватке императора с медведем художник Либерих выполнил фигуру медведя, которая была отлита на бронзолитейной фабрике Роберта Кохуна в Санкт-Петербурге. В Арсенальном зале Гатчинского дворца она занимала особое место, для нее даже специально был заказан металлический кронштейн.

Две других скульптуры до эвакуации располагалась в личных покоях Александра II, которые, к сожалению, не сохранились. Это скульптурная группа «Шотландский охотник с убитой лисицей в руках», выполненная в Париже французским скульптором Мэном в 1861 году, и скульптурная группа «Бегущий охотник с собаками».

Среди переданных от ГМЗ «Царское Село» предметов мебельного убранства – напольные часы (Великобритания, вторая половина XVIII века) и две подставки (Россия. 1910-е гг.). Эти вещи типичны для обстановки особняков и дворцов второй половины XIX века, где часто можно было встретить предметы различных стилей, времени и назначения, а кроме того, предметы такого типа как раз и находились в Арсенальном зале. В частности, английские напольные часы из красного дерева могли соседствовать с украшенными латунными тягами парными подставками в стиле «русский Жакоб», которые служили пьедесталами для разнообразных осветительных приборов, скульптуры малых форм, предметов из фарфора.

Кроме того, в Гатчину «переезжают» шесть металлических подсвечников, а также чернильный прибор (Россия, конец XIX века). Это типичные «кабинетные» вещи своего времени, которые можно было увидеть в жилых интерьерах русской аристократии.

На моей памяти это одна из первых подобных «внутренних реституций» — возврат предметов, которые попали из в Царское Село из Объединенного музейного хранилища, которое возникло в период Великой Отечественной войны.
Директор музея-заповедника «Гатчина» Василий Панкратов назвал акт, который совершает музей «Царское Село» замечательным примером того, как музеи должны сотрудничать, и он надеется, что Гатчинский дворец-музей и другие музеи тоже будут им помогать так же, как они сегодня помогают ГМЗ.

Руководитель музея напомнил, что большая часть собрания Гатчинского музея-заповедника, который в свое время называли пригородным Эрмитажем, была утрачена в годы Великой Отечественной войны, а оставшаяся часть оказалась в других музеях. Поэтапные работы по возрождению музея-заповедника начались только в 1976 году, они продолжаются до сих пор.

Директор музея-заповедника «Царское Село» Ольга Таратынова отметила, что нынешняя передача — это новый шаг музеев, объединенных общей судьбой, навстречу пониманию друг друга. Она рассказала, что часть предметов из исторической коллекции Царскосельского музея также сегодня находится в других учреждениях. Вместе с тем, по ее словам, музеи-заповедники разделяют позицию Союза музеев России о том, что «открывать ящик Пандоры сейчас невозможно», так как «это будет иметь совершенно необратимые последствия». «Надо сотрудничать, надо понимать друг друга, и сегодняшнее событие — это еще одно доказательство того, что это правильно», — сказала она на церемонии.

#гмзгатчина
#гмзцарскоесело
#василийпанкратов
#ольгатаратынова