Эти слова часто писали на иконах с изображением Александра Невского, святого покровителя нашего великого города
26 мая открылась церковь святого благоверного Александра Невского в Главном штабе, а в залах самого Эрмитажа, где установлен серебряный убор раки Александра Невского, посетители могут на выставке «Святой Благоверный Великий Князь Александр Невский. Образы и символика» узнать много нового.
Утро началось в домовой церкви Министерства иностранных дел в восточном крыле Главного штаба, здесь принимали присягу его сотрудники, в том числе Александр (опять это имя!) Пушкин.
В 1827 году, после того как здание двух министерств — военного ведомства и иностранных дел — на Дворцовой площади было возведено, Николай I принял решение о создании там домовой церкви святого Благоверного князя Александра Невского. Проект размещения и внутреннего убранства церкви выполнил архитектор здания Карл Росси. В создании живописного убранства церкви принимал участие итальянский художник Антонио Виги.
Кто такой для страны Александр Невский, решили государи — императоры, назвав мидовскую церковь его именем: прежде всего, он дипломат, а потом уже воин. Здесь представлен походный иконостас Александра I, его литургический набор
После своего победоносного возвращения Александр I заказал четыре походных иконостаса живописцу Василю Шебуеву, а первую походную церковь передал в губернаторский дворец в Вильно (памятник не сохранился). Посетители смогут увидеть иконостас, выполненный Василием Шебуевым около 1816. года.
Экспонируемый иконостас ранее именовался «придворно-походным»: его устанавливали в личных покоях императора Александра I в Зимнем дворце – конструкция легко демонтировалась и переносилась из одного помещения в другое. После смерти Александра I иконостас перевезли в Александровский дворец Царского села. Когда членам императорской фамилии требовалось место для уединенных молитв, он размещался в Малиновой гостиной, превращенной во временную домовую церковь. На протяжении десятилетий у походного Александровского иконостаса происходило немало важных событий в жизни царской семьи, что делает его не только значимыми произведением искусства, но и уникальным памятником истории.
Как всегда, новые знания приходят во время открытий эрмитажных выставок
Первой новостью для меня было то, что рака, за которую так борется церковь — всего лишь деревянный ларец, ковчег, в котором находились мощи Александра Невского. А серебряное убранство — саркофаг, надгробие для него изготовлено из первого российского серебра, добытого при императрице Елизавете Петровне. Так за что идёт борьба — за драгоценность или за символическое сокровище — ещё нужно подумать. На днях представителям РПЦ был показан процесс реставрации, проходящий до сих пор.
На саркофаге изображено житие Александра Невского, его победы над немцами и шведами, освобождение Пскова, поездка в орду, принятие схимы.
Эрмитаж уже довольно много пострадал из за этого убранство. В годы богоборчества его дважды сумели отбить от требований сдать на переплавку для пополнения казны советского государства. В первый раз пострадал директор Эрмитажа С. Н. Тройницкий, который был арестован и впоследствии выслан на три года в Уфу. После этого жил в крайне стесненных условиях в Москве. Знания опального искусствоведа неожиданно понадобились после войны — оказалось необходимым разобрать вывезенные из Германии коллекции, проконсультировать крупных военоначальников об их «трофеях».
Второй раз Эрмитаж откупился большой коллекцией серебряных монет и медалей.
В годы блокады это удивительное чудо хранили в Свердловске — такое страшно было оставлять в городе.
Второе открытие дня. Внук Екатерины Великой был назван Александром не случайно. Так она хотела продолжить сопричастность российского государства в великим деяниям обоих Александров — Македонского и Невского. Её основной идеей было завоевание Константинополя. Но Александр I прославил свое имя покорением Парижа.
В дальнейшем имя Александр давалось всем старшим сыновьям — наследникам престола. Николай II нарушил заветы Екатерины, назвав сына Алексеем. Может, отсюда все беды России.
В нескольких залах показано изменение образа Александра Невского в иконографии 19 века. При Александре I это святой патрон патрон императора.
При Александре II заказывалось огромное количество икон с изображением князя в связи с освобождением крестьян правящим императором. При Александре III, во время правления которого проводились исследования прошлого, часто встречаются изображения в одежде времен князя. При Николае II это монах — чудотворец.
На выставке ещё два зала, в одном из которых рассказывается о переносе мощей в Петербург при Петре I и гробницы из Лавры в Эрмитаж в послереволюционные годы. Второй зал посвящён медальерному искусству — орденам Александра Невского с царских времен до наших дней.