Я сегодня побывала в сказке. И это не преувеличение.
Михайловский театр перед началом сезона пригласил школьников на генеральный прогон премьерного спектакля Конёк Горбунок, чтобы предложить им воспользоваться преимуществами Пушкинской карты, которая начинает действовать с 1 сентября.
Суть её в следующем. На неё будут зачислены 3000 рублей для оплаты культурных мероприятий в 800 учреждениях по всей стране.
В Санкт-Петербурге к «Пушкинской карте» уже подключились 58 организаций культуры, в том числе 18 федеральных, 2 областных, 34 городских, 4 частных, в том числе, Михайловский театр. Можно посетить будет посетить более 200 мероприятий.
Уже сегодня начать работу с картой технически готовы театр Комедии им. Н.П. Акимова, Академический драматический театр им. В.Ф. Комиссаржевской, Детский музыкальный театр «Зазеркалье», Театр-фестиваль «Балтийский дом», театр «Мастерская», Музыкальный театр «Карамболь», музей-памятник «Исаакиевский собор», Молодежный театр на Фонтанке.
В программе отдельно будут предусмотрены мероприятия для людей с ограниченными возможностями здоровья.
Чтобы оформить «Пушкинскую карту», нужно зарегистрироваться на портале «Госуслуги» и установить мобильное приложение «Госуслуги.Культура». После установки приложения можно будет получить виртуальную онлайн-карту или пластиковую карту платежной системы «Мир».
Полная афиша мероприятий, доступных по «Пушкинской карте», будет опубликована на портале «Культура.РФ» и в приложении «Госуслуги.Культура».
И 189-й сезон Михайловского театра откроется балетом «Конёк-Горбунок», премьера которого посвящается старту программы «Пушкинская карта».
Балет Родиона Щедрина «Конёк-Горбунок» пополнит коллекцию спектаклей театра для семейного просмотра. Полноформатная трехактная постановка с элементами мультимедиа будет интересна и детям, и взрослым — всем, кто ценит спектакли, выполненные в классических балетных традициях. Знакомая с раннего детства история рассказана с озорством и лукавством, а новейшие театральные технологии приближают ее к ожиданиям современного зрителя.
Владимир Кехман, художественный руководитель Михайловского театра: «Наша самая любимая публика – дети, и в сезон, который для меня как художественного руководителя театра будет юбилейным, я попросил сделать спектакль для семейного просмотра. Он выходит в самое нужное время, когда по решению президента и правительства начинает работать программа «Пушкинская карта». Это совершенно беспрецедентное решение: подростки и молодежь, все те, кому от 14 до 22 лет, получат субсидию для посещения культурных мероприятий. Я очень надеюсь, что эта аудитория станет нашим главным зрителем».
По мнению Владимира Кехмана, входить в знакомство с музыкой нужно постепенно, начиная с балетов и гала концертов. Это может заинтересовать юных зрителей, которые в дальнейшем потянутся к более сложным сценическим постановкам.
Родион Щедрин сочинил балет Конёк Горбунок совсем молодым, когда учился в консерватории. Эту раннюю работу признанный классик считает этапной, очень важной для своего творческого самоутверждения. Музыка искрится весельем и дает свободу для пластических решений. Постановщик спектакля Михаил Мессерер опирается на хореографию Александра Радунского, который первым обратился к этой партитуре и создал в 1960 году спектакль на сцене Большого театра. «Зрители оценят пластическое богатство и танцевальную свежесть балета Александра Ивановича Радунского, — говорит Михаил Мессерер. – А еще, надеюсь, их привлечет добродушная усмешка, юмор, элементы гротеска. Радунский вырос в семье цирковых артистов и, чувствуется, знал толк в хорошей шутке. Персонажи выразительные и живые, действие понятное и четко выстроенное». Мы смогли воочию посмотреть, какой это труд — скомпоновать всех участников на сцене, понять необходимость тех или иных движений. Мессерер, как генеральный менеджер, управлял и сценой, и оркестром, и артистами.
Художник-постановщик Вячеслав Окунев в сценическом оформлении использует мотивы палехских росписей, предлагающих совершенно особый взгляд на сказочные и фольклорные сюжеты. «В Михайловском театре уже были спектакли, оформление которых доверяли художникам Палеха, — рассказывает Вячеслав Окунев. – Я обратился к этой традиции, поскольку она дает возможность показать героев очень выпукло и рельефно. Здесь полет фантазии опирается на мощные национальные корни, и почти исчезает грань между вымыслом и реальностью». Декорации великолепны. И это не потому, что они новые. Просто в них включена и показана широтам русской души, наши корни.
Важным компонентом спектакля станут мультимедийные проекции. Режиссер мультимедиа Глеб Фильштинский мастерски соединяет традиционное театральное пространство с виртуальным, придает динамику мизансценам, дополняет сказочную историю яркими цифровыми эффектами. Эти полёты над землёй и в подводный мир, постоянные изменения в декорациях сцены — все великолепно и современно. Такое не сможет не понравиться маленьким зрителям.
Отдельно скажу о том, что происходит на сцене. Великолепно в лучших классических традициях поставлены сцены в землях Царь — Девицы. Но мне ещё больше понравилось подводное царство. Совсем живые красные кораллы, воздушные медузы, морские коньки, то наступающим, то встающие на защиту — фантазии постановщиков неиссякаемы.
Конёк — Горбунок — в последней сцене мне его стало жалко — его друг Иван теперь муж и не сможет уделять ему много внимания. Но букет невесте он все же дарит. Хотя это немного не в русских традициях, как мне показалось. Жалко Царя, влюблённого дурака, который ради своей идеи полез в котёл с кипятком. А его икона, Царь — Девица, равнодушно взирала на это. И вообще, холодная она какая то, ей бы Снежную королеву играть. Иван хорош, он настоящий герой, русский, с открытой душой.
И спасибо Владимиру Кехману. Я впервые говорю про него эти слова. Он знает, чего он хочет. Он отличный менеджер.