На протяжении столетий декоративное решение внутреннего пространства зданий во многом зависело от развития архитектурных новаций и художественных ремесел, совершенствования технологий. Каждая эпоха вносила что-то свое, иногда радикально отличаясь от предыдущей. Убранство замков и дворцов последовательно проходило все стадии стилистических изменений.

В архитектуре средневековых – и особенно готических – соборов и церквей во всей Европе одним из наиболее распространенных видов украшения были витражи. Внутри храмов размещалось много вышивок, шпалер, роскошных тканей. Особое место в декоре соборов, в первую очередь католических, занимали изделия из серебра, иногда усыпанные драгоценными камнями и украшенные позолотой. Важным дополнением богослужений являлись одежды священнослужителей из тканей с золотой нитью.

В комплекс предметов убранства церквей и соборов, представленных на выставке, входят триптихи с изображением евангельских сцен, кресты, подсвечники, литургические приборы и другие экспонаты. Своим оригинальным декором выделяется единственная в собрании Государственного Эрмитажа икона, украшенная кораллами. Алтарные завесы, расцвеченные шелками, серебром или бусинами из коралла, и шитые картины с изображением евангельских сюжетов демонстрируют разнообразие религиозной тематики в текстиле. Шпалера, затканная золотом, и панно из кожи представляют излюбленный на протяжении веков образ Мадонны.

В ХVI веке интерьеры замков и дворцов украшают шпалеры и вышитые панно, изделия из майолики и стекла (в том числе и витражи), серебра и эмалей, дерева и кожи. Простота классических форм времен Ренессанса сменяется динамикой и буйством декора барокко.

В ХVII столетии отдают предпочтение росписям, лепке и позолоте, роскошным вышивкам и тканям, кожаным обоям. Усиливается интерес ко всему диковинному, редкому, оригинальному. Становится ощутимо влияние Востока, китайских лаков и фарфора.

В ХVIII веке – времени легкости, изящества, элегантности и торжества французского вкуса – к особо ценным изделиям добавляются произведения из фарфора европейского производства, ставшего одним из ошеломляющих открытий эпохи рококо. Еще одним новшеством этой эпохи становится свободная расстановка мебели в пространстве зала. Мебель утрачивает свою монументальность, приобретая более легкие формы и извилистые очертания. Все большую популярность завоевывают зеркала, которые не просто расширяют пространство, но и придают ему ту долю театральности, иллюзорности и зыбкости, без которой нельзя представить искусство рококо. Капризную грацию рококо сменяет сдержанность и элегантность эпохи классицизма.

Век ХIХ – это время торжественного, по-военному помпезного Ампира, на смену которому пришло романтическое увлечение искусством разных стран и народов прошлого и рождение стиля Историзм. Главные элементы декора стиля Ампир должны были вызвать в памяти зрителя величие и блеск Древнего Рима. Символом роскоши и богатства наполеоновского времени стала золочёная бронза. Разнообразные торшеры, бра, люстры, огромные серту-де-табли (настольные украшения), часы (настольные, каминные, кабинетные) прекрасно сочетались с золоченой резьбой, росписью стен и яркой мебелью. Период Историзма как бы подводит итоги предыдущих столетий, обращаясь к тому или иному стилю – неогрек, неоготика, неорококо, неоренессанс и другим, – или смело смешивая их (эклектизм). Чаще всего архитектор и заказчик стремились в рамках одного особняка или дворца создать целую череду интерьеров, восходящих к разным историческим эпохам.

В выставочном центре «Эрмитаж – Выборг» − спутнике Государственного Эрмитажа – открывается выставка «Замки. Соборы. Дворцы. Убранство европейских интерьеров ХV – ХIХ веков».

Более 150 произведений из эрмитажного собрания знакомят зрителей с удивительным разнообразием ремесел, развитием техник, художественных направлений, стилей и вкусов заказчиков на протяжении почти пяти столетий. Построенная по хронологическому принципу, экспозиция включает блестящие образцы декоративно-прикладного искусства разных стран Европы – Италии, Франции, Фландрии, Голландии, Англии, Германии и России.

На выставке итальянские сундуки эпохи Возрождения, с рельефной резьбой по темному ореху, соседствуют с предметами, где использована мозаика из слоновой кости. Кресла ХVII века с вычурным декором из позолоченного дерева контрастируют с элегантными по пропорциям и легкими стульями ХVIII и ХIХ веков. Выполненные в разных материалах настольные кабинеты перекликаются по форме и декору со шкатулками и ларцами. Столы, стулья и бюро украшаются интарсиями – набором из разных пород дерева с изображением цветов и стеблей аканта.

Изделия из серебра – кубки разнообразной формы, декоративные блюда, шкатулки, курильницы сверкают полированной поверхностью перламутровых или золоченых оттенков. Зеркала разного размера и формы оправлены в богато украшенные рамы. Разнообразно представлены осветительные приборы – стенники, бра, канделябры и жирандоли с хрустальными подвесками.

Художественный текстиль включает настенные ковры – шпалеры, вышитые панно, шелковые ткани и кружево. Оригинальны басонные работы – кисти с различными видами плетения и бахромы. Изделия из золоченых и тисненых кож дополняют эту разнообразную палитру украшений. Произведения из фарфора и стекла вместе с предметами из майолики и расписной эмали еще больше усиливают ее. Об атмосфере старинных замков на экспозиции напоминает рыцарский доспех.

Выставка также знакомит с произведениями прикладного искусства, предназначенными для создания комфорта и уюта. Мягкие подушки, светильники с гасильниками, часы, настольные украшения и другие предметы рассказывают о повседневной жизни обитателей замков и дворцов. А драгоценные ткани для одежды дают возможность представить, как выглядели и сами хозяева этих роскошных особняков. Некоторые предметы напоминают о значимых событиях в жизни своих владельцев, таких как свадьбы. Свадебные сундуки и серебряные кубки, майоликовые тарелки с портретами красавиц и ларчики для хранения драгоценностей, роскошные покрывала из кружев и даже рыцарские доспехи – все эти произведения старались сохранить и передать потомкам. Они были особенно дороги для тех, кому предназначались, и украшали интерьеры дворцов и замков.

Представленные на выставке экспонаты поступили в Эрмитаж в разное время. Подарки королевских домов Европы соседствуют с произведениями, выполненными на заказ. Мебель, шпалеры, ткани – некогда украшали интерьеры дворцов и особняков знати не только в Европе (Вавельский замок в Кракове, дворец Орсини в Риме и другие), но и в России (Зимний дворец, особняк Кочубея, дворец князей Юсуповых в Петербурге).

Среди экспонатов – изделия из серебра, имеющие «знатное» происхождение. В их числе немецкие кубки из собраний Великого князя Алексея Александровича и князей Юсуповых. Серебряная шкатулка английской работы XVIII века во времена правления императрицы Анны Иоановны входила в туалетный прибор герцога Бирона. Многие предметы поступили в Эрмитаж из коллекций таких известных российских собирателей ХIХ века, как Базилевский, Боткин, Паскевич. Художественный текстиль, мебель, майолику и другие произведения декоративно-прикладного искусства приобретали на аукционах Европы для Музея при Училище технического рисования барона Штиглица в Петербурге, основанного в 1880-е годы. Некоторые памятники прикладного искусства XV – XIX веков оказались в Эрмитаже уже после 1917 года, когда вещи из национализированных особняков русской аристократии влились в общее собрание музея.