Вне времени. Очень хороший слоган и для балетной постановки, и для характеристики театра. Я говорю о театре балета Леонида Якобсона, который все годы стремится к одному — сохранить наследие великого хореографа для грядущих поколений. Он творил в те годы, когда сложно было увидеть постановки зарубежных трупп. И, параллельно работам Баланчина за рубежом, родилась неповторимая классическая труппа в СССР. Правда, абсолютно классической назвать её было сложно. Некоторые постановки при традиционной балетной пластике становились предметом обсуждения в театральной среде из за своей непохожести на ту самую классику. Я помню, как весь город хотел посмотреть миниатюры из цикла «Роден». Почему? Как шептались в околобалетном сообществе, там такое показывают…Близость партнёров, необычные позы — и при этом абсолютно классическое исполнение.
И вот год 2022. Труппа балета Леонида Якобсона делает Весенний подарок горожанам — проект «Апрельский сезон: Золотая коллекция Театра Якобсона».
Главной идеей станет вовлечение во все еще неведомый для многих мир балетных шедевров новых социальных и возрастных слоев зрительской аудитории с помощью самых современных средств коммуникации и диджитал технологий. В ходе проекта зритель сможет увидеть этот мир с разных точек: из партера легендарного театра и из сакрального закулисья, раскрыть некоторые его секреты с помощью телевидения, популярного радио и модных online-ресурсов.
Новое время требует новых форм общения. Здесь и театральные показы, и мастер классы, и лекции известных специалистов. Вишенкой на торте для всех балетоманов России станет 13 апреля, когда расстояния в тысячи километров не станет преградой для прекрасного: пройдет прямая трансляция спектакля «Жизель». Спектакль, ставший символом романтического балета в XIX веке, с годами не теряет очарования.
Мне посчастливилось посмотреть программу «Вне времени». Это действительно было путешествием от крепостного балета в па де катр к временам французских Людовиков в па де де.
Хотя знающие люди говорят, что па де катр был поставлен в 19 веке, в основе которого литография изображающий четырех знаменитых балерин — это Шарлотта Гризи, Тальони, Люсиль Гран и Фанни Черрито. Леонид Якобсон сумел воссоздать эту красоту на современной сцене.
Секстет рассказал нам о несбыточности взаимной любви, а в па де труа говорили » а почему бы и нет?». «Полет Тальони» — отдельная сказка, когда балерина действительно летает, поддерживаемая сильными руками партнеров.
Второе отделение — «Роден», на которое мы бегали много лет назад.
Мне показалось, что в нем что то изменилось, хотя исполнение было идеальным.
Все показы проходят на сцене Александринского театра. Увы, у труппы нет своей сцены. Она мобильна и её выступления ждут во многих городах мира. Хотя очень жалко, что у города нет возможности предоставить им нормальную собственную площадку. Но все ещё впереди. Остаётся пожелать им новых успехов, сохраняя традиции Леонида Якобсона.