В корпусе Бенуа Русского музея  открылась выставка «Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения»

На ней представлены более 120 произведений живописи и графики из собраний Русского музея, Третьяковской галереи, Красноярского художественного музея, Музея-усадьбы В.И. Сурикова, Московской Духовной Академии, Московской галереи Ильи Глазунова. В таком объёме выставка проводится впервые с 30-х годов прошлого века.

Дизайнеры выставки нашли прекрасный ход — они не повесили плоско картины на стены, а развернули их к зрителям. Когда я вошла в первый зал, то чуть не утонула Волге — огромное полотно «Степан Разин» — так  решительно  оно тебя втягивает и не отпускает, пока не рассмотришь все детали : и веселящиеся мужики, и задумчивый Степан. Вот так, стоя практически рядом с героями, начинаешь думать и об истории, и об искусстве рассказа художника.

Следующий зал — молодой слушатель Академии художеств с религиозными сюжетами. Они выставлялись на ежегодные выставки студентов, поэтому многие имеют нумерацию и дополнительную надпись — Суриков.

Кто в те годы мог знать что авторская подпись будет известна в веках. Здесь же представлены эскизы росписи Храма Христа Спасителя в Москве — молодой художник участвовал в работах при его строительстве.

 

А в уголке — как прощальный привет Петербургу, небольшая картина совсем в других тонах — именно так художник чувствоаал наш город.

Он больше в него не возвращался — ему более по душе пришелся московский размах.

В следующий зал на втягивает Боярыня Морозова — Третьяковка после долгих отказов решилась передать её для этой грандиозной выставки.

Условия перевозки — стоя в бумаге и специальных ящиках. На валы закатывать не решились — неизвестно, как повела бы себя живопись. Привезли прямо на подрамнике, не взяв раму. Могу представить, какая страховка была заплачена Генеральным спонсором – Банком ВТБ – традиционно поддерживающим выставочные проекты Русского музея. И, пожалуй, это хорошее решение не везти раму — мне в Третьяковской галерее она как то мешала — толстенная, золоченая, она немного мешала думать о трагическом сюжете.

И картину нужно рассматривать в динамике — именно так позволяет развеска на выставке — вы проходите путь от юродивого в углу до двуперстия и вериг Феодосии Прокофьевны. Страшный путь. На других стенах — эскизы к картине. Их масса, и это даёт понять, как тщательно подходил художник в своей работе. Нам рассказали, что он заплатил старику — модели юродивого 3 золотых рубля за то, что он сидел в снегу долгое время и даже растирал ему замерзающие ноги.

Но «Утра стрелецкой казни» и из Третьяковской галереи на выставке нет, наверное, не договорились.

У картины «Покорение Сибири Ермаком» можно стоять часами. Это как пазл, только сложив его, можно понять и сюжет и мощь созданного.

Для того, чтобы вжиться в образ, Суриков даже сил себе одежду Ермака Тимофеевич и днями в ней ходил. И эскизы, эскизы, эскизы… Сколько их…

Дальше — больше. Ты скатываешься вместе с Суворовым с альпийских гор, как это когда то сделал сам Суриков — да-да, он специально ездил в те места и даже спустился по склону.

Только так, по его мнению, он мог бы добиться правды. Картина. переехала на вставку из Михайловского замка, и, по общему мнению здесь она выглядит намного выразительнее. Мне кажется, по результатам выставки нужно будет принять какое то решение по её дальнейшей экспозиции

Здесь же Мультимедийная схема перехода Суворова. Это на любителей, но я зависла на ней надолго. Я вместе с войсками шла по ущелья в след за легендарным полководцем.

Мне показалось что немного неудачно выставлен «Меншиков в Берёзове». Но, возможно, это так и задумывались — тёмная изба поставлена в небольшой  уголок зала. Ведь даже критики считали, что Суриков преуменьшил  в ней габариты избы.

Самым жизнерадостной выглядит картина «Взятие снежного городка». Кажется, что снежки можно просто взять в руку, а может, даже отклониться от какого нибудь комочка снега, летящего прямо на тебя? В последнем зале есть даже компьютерная игра на эту тему. Я, конечно, поиграла, но не позволила себя выбить из крепости — нападавшие, были весьма активны, но защищавшиеся быстро пополяли свои ряды. Как играть, вам с радостью помогут музейные смотрители — им тоже, похоже, интересно.

Что ещё мне понравилось на выставке? Хронограф — лента, на которой показано, как жил мир и художник в одни и те же годы. Очень занятно, но и на неё нужно достаточно времени. Суммарно мы повели в залах более 2,5 часов но этого мало. Так что собирайтесь основательно — эта выставка запомнится надолго.