В Павловском дворце открылась выставка «В этом имени целая эпоха», посвященная Великой княгине Елене Павловне.

В 2023 году исполняется 200 лет со дня приезда в Россию великой княгини Елены Павловны (1806-1873), урожденной принцессы Вюртембергской, и 150 лет со дня ее смерти. Выставка рассказывает о жизненном пути великой княгини на ее новой Родине, где она провела без малого 50 лет.

Немецкие принцессы были частыми невестами российского Императорского двора. Сначала будущему жениху показывали портреты предполагаемых персон , затем или он приезжал к выбранной, или её приглашали в Петербург.

Имено таким образом произошло появление в 1823 году, в возрасте 15 лет Фредерики Шарлотты Марии Вюртембергской, которая была избрана вдовствующей императрицей Марией Фёдоровной (также представительницей Вюртембергского дома) в супруги своему четвёртому, младшему сыну — великому князю Михаилу Павлович. 24-летний жених приехал в Штутгарт, чтобы познакомиться с принцессой, предназначенной ему в супруги.

С самого начала жених не испытывал каких-либо нежных чувств к невесте, скорее подчинялся матери-императрице. Подобное отношение скорее всего объяснялось влиянием старшего брата Константина, который после первого неудачного брака возненавидел всех немецких принцесс и поддерживал младшего брата в нежелании жениться на одной из них.

30 сентября 12 октября 1823 года в Гатчине состоялась торжественная встреча и представление ко двору принцессы Фредерики Шарлотты Марии Вюртембергской, невесты великого князя Михаила Павловича (1798-1849), младшего сына Павла 1 и императрицы Марии Фёдоровны. 5 декабря 1823 года принцесса Шарлотта приняла православие под именем Елены Павловны,

Бракосочетание великого князя Михаила Павловича и великой княжны Елены Павловны состоялось 8 февраля 1824 года. Болезнь Александра I внесла коррективы в традиционный обряд, и венчание прошло в зале, примыкающей к Большому кабинету императора в Зимнем дворце, где на время его болезни была поставлена походная церковь. Великая княгиня Александра Фёдоровна записала в своем Дневнике: «Явился жених, и процессия безмолвно двинулась через темный коридор в покои Государя, который принял нас полулежа в кресле самокате, что произвело на всех очень грустное впечатление. После венчания невесту облачили в порфировую мантию, подбитую горностаем, и торжественное шествие двинулось через все залы дворца. Елена смотрелась такой девственной и чистой из-под подавляющей тяжести этой мантии».

Начиная с 1824 года великокняжеская семья проводила в Павловске летний сезон, для них специально был обустроен деревянный Константиновкий дворец на берегу пруда. Он не сохранился до сегодняшнего времени. После смерти императрицы Марии Федоровны Павловск перешёл во владение Михаила Павловича. По инициативе принцессы был составлен каталог картин Павловск ого дворца который и по сей день является прекрасным справочников для музейщиков.

Кроме этого, чета владел Каменноостровским дворцом и Ораниенбаумом. Из-за отсутствия в семье великого князя Михаила Павловича наследника мужского пола после его смерти в 1849 году Павловск перешел во владение великого князя Константина Николаевича (1827-1892).

Михайловский дворец, предназначенный для жительства Его Императорского Высочества Великого Князя Михаила Павловича и Двора Его Высочества, строившийся по проекту известного зодчего коллежского советника Росси, окончен в августе месяце 1825 года. Дворец принадлежит к числу огромнейших и великолепнейших новых зданий столицы. Утверждают, что он стоил казне около 7 миллионов рублей.

Уже в первые годы пребывания в России за Еленой Павловной закрепилась репутация умной, энциклопедически образованной женщины, умеющей вести увлекательную беседу и вникать в обстоятельства любого вопроса. Салон великой княгини, собиравший всех выдающихся представителей своего времени, чем-либо проявивших себя на поприще государственной, научной или артистической деятельности, был важнейшим центром общественной жизни Петербурга. Туда приглашали и людей, не представленных ко двору, поэтому эти вечера носили название «морганатические».

В основу всей жизни Елены Павловны был заложен принцип, что «положение русской Великой Княгини не есть преимущество. не есть право наслаждаться тем. чего другие не имеют, а трудная и великая должность перед престолом и государством, для исполнения которой нет пределов в усилиях и любви к России»

Как и все представительницы женской половины семьи Романовых, Елена Павловна занималась благотворительной деятельностью на ниве здравоохранения и образования

В своем завещании императрица Мария Фёдоровна просила Николая I поручить управление Мариинским и Повивальным институтами своей невестке, великой княгине Елене Павловне. Эти два института были первыми учреждениями, основанными самой императрицей еще в 1797 году, и, очевидно, были особенно дороги для нее. Оставляя их на попечение Елены Павловны, Мария Фёдоровна подчеркивала: «Я убеждена, что в таком случае они всегда будут процветать и приносить пользу государству. Зная твердость и доброту ее характера, я вполне уверена, что она отнесется к этой обязанности с должным вниманием и заботливостью».

Осенью 1854 года во время Крымской войны великая княгиня Елена Павловна выступила с инициативой оказания медицинской помощи раненым и предложила ввести в военные госпитали Крыма «сестер попечения о раненых и больных». Она обратилась к русским женщинам всех сословий, не связанным семейными узами, с призывом вступать в организуемую на ее иждивение Крестовоздвиженскую общину сроком на год для работы в военных госпиталях Крыма. Общее руководство общиной было поручено выдающемуся русскому хирургу Н. И. Пирогову. 5 ноября 1854 года в домовой церкви Михайловского дворца состоялось торжественное открытие Крестовоздвиженской общины. 6 ноября первое отделение, состоящие из 30 сестер во главе с начальницею А. П. Стахович, отправилось в Крым. И это были не просто помощницы по уходу, как у Флоренс Найтингейл, а полноценные сестры, способные помогать в качестве операционных, перевязочных и аптекарских. Впоследствии Крестовоздвиженская община стала прообразом Красного Креста.

В 1857 году в Риме великая княгиня Елена Павловна узнала, что русский художник А. А. Иванов окончил свою картину «Явление Христа народу», над которой работал в течение двадцати лет. «Будучи в каком-то болезненно-нервном настроении, Иванов боялся и чуждался всякого общества, не решался открыть свою картину для публики, был в крайней нужде и недоумевал, как выйти ему из этого положения», вспоминал Д. А. Оболенский. Узнав о положении художника, великая княгиня сама приехала в его мастерскую и почти насильно заставила его показать картину. Тут же она заказала снять с нее фотографии, которые в то время стоили очень дорого, и приняла на себя все издержки по отправке картины в Петербург. Но вскоре по прибытии в Петербург А. А. Иванов умер от холеры. Так что без Елены Павловны, возможно, мир бы не знал никогда об этой картине.

Пик социальной значимости действий Елены Павловны падает на первые годы царствования Александра II, когда салон приобретает политический характер, где обсуждаются различные аспекты новой политики царя-реформатора, в том числе и вопросы, связанные с отменой крепостного права. Сама Елена Павловна была горячей сторонницей освобождения крестьян от крепостной зависимости. От ее имени Н. А. Милютин составил проект освобождения крестьян в имении великой княгини Карловка в Полтавской губернии, который лег в основу разработки закона об отмене крепостного права по всей России.

Большой вклад внесла Елена Павловна и в развитие русской музыкальной культуры. При ее непосредственном участии в 1859 году было создано Русское музыкальное общество, на базе которого три года спустя открылась первая консерватория в России.

Одним из последних начинаний при жизни великой княгини Елены Павловны стала идея создания Клинического института — специализированного учреждения для усовершенствования врачей. В 1871 году на основании ходатайства Елены Павловны Александр II разрешил использовать часть плаца Преображенского полка, примыкающего к Кирочной улице, для возведения института. На его создание великая княгиня выделила тысячи рублей. После смерти Елены Павловны активное участие в организации института принимала ее дочь, великая княгиня Екатерина Михайловна.

В январе 1873 года вся прогрессивная русская общественность была потрясена известием о смерти великой княгини Елены Павловны. Она угасла совершенно неожиданно, буквально за пару дней.

 

Торжественное открытие Клинического института великой княини Елены Павловны состоялось 21 мая 1885 года. Это учреждение, известное сегодня как Санкт- Петербургская медицинская академия последипломного образования и действует до сих пор.

На выставке представлена великолепная портретная галерея — с юности до последних дней, а также скульптуры

Выставка, посвященная Елене Павловне, заставляет ещё раз вспомнить о служении Отечеству, о сердечном и общественном долге тех, кому многое давно.

 

#гмзпавловск

#еленапавловна