31 мая я увидела в Петергофе трех абсолютно счастливых людей. Ещё бы, ведь они закончили и предъявили труд предыдущих четырех лет. Именно все эти годы, начиная с 2019, мы были вынуждены вместо исторического Верхнего сада видеть лишь забор.

И теперь сад преобразился, приблизившись в задуманному ещё в 18 веке П. А. де Сент-Илером сооружению. Основанием послужил чертёж, сохранившийся до сих пор. Это сложное садовое гидротехническое сооружение. Именно в этом была огромная сложность — отреставрировать единую систему, питающую водой в том числе и Нижний парк. Для этого подача воды обеспечивалась по временным трубопроводам. При реставрации чугунных труб коллектора Верхнего сада применялась историческая технология: секции соединялись с заполнением стыка сначала смоляным канатом с последующей зачеканкой горячим свинцом. Свинец заливался через глиняную воронку, а после остывания остатки дочеканивались вручную.

Проводился ремонт и ливневой канализации — в последние годы перед закрытием многие дорожки становились непроходимыми. Очень интересно рассматривать восстановленные мелиоративные каналы по периметру сада — огромные валуны, канавки — все это сумели сохранить реставраторы для будущих поколений.

Большие сложности возникли с восстановлением зеленых насаждений. Расчёты показали, что более 90 процентов подлежат замене.

Фото пресс службы ГМЗ Петергоф 

В это время как раз наступили ковидные и санкционные времена, когда многие зарубежные питомники отказались от поставок.

Нужно понимать, что необходимы были районированные растения, сибирские и южные здесь просто не прижились бы. Но и в этой ситуации садовники с честью вышли из положения.

И когда теперь мы смотрим на подстриженные деревья и кустарники, зелёные беседки и шпалеры, то должны понимать, какой труд в это вложен.

И пусть работы с деревьями ещё во многом впереди, уже сейчас видно, с какой радостью они равняется на соседние, уже полностью распустившими свои листочки. Не пройдет и пары месяцев, как зелень покроет весь парк.

Кстати, вход в него бесплатный. Мы видели, с каким нетерпением жители Петергофа у входных ворот ждали их открытия, чтобы прогуляться по любимым местам. Они ведь тоже не чужды уходу за памятником природы — звонят в администрацию, говорят о тех местах, где что то нужно сделать. Это взаимная любовь.

Скульптура сада не претерпела особых изменений, только несколько особо повреждённых были заменены аутентичными копиями.

Интересный момент. В реставрационных мастерских лежит небольшой «золотой запас» в виде фрагментов рук, пальцев, элементов декора — ведь не секрет, что ярые туристы иногда в порыве селфи их обламыаают, а затем просто уносят как сувенир.

Наверное поэтому у меня возникло некоторое беспокойство по поводу нового/старого экспоната — солнечных часов. На вид они очень хрупкие. Солнечные часы Верхнего сада представляют собой мраморный циферблат, на котором установлен гномон с флюгером, выполненный в соответствии с аксонометрическим планом П.А. де Сент-Илера. Это единственные солнечные часы такого типа в Санкт-Петербурге. Огромную помощь в их создании оказал Петродворцовый Часовой Завод, который произвёл расчёты и создал элементы, позволяющий определять время с довольно высокой точностью.

 

И вот теперь я хочу назвать имена тех счастливых людей, под руководством которых все это было восстановлено

Александр Широков, начальник департамента реставрации, реконструкции и капитального ремонта

Елена Бортникова, заместитель генерального директора по учету и хранению

Ваган Бабаян, заместитель генерального директора по техническому обеспечению

Фото пресс службы ГМЗ Петергоф 

И здесь нужно сказать огромное спасибо Роману Коврикову, ныне генеральному директору ГМЗ «Петергоф». На его плечи легло это бремя — осуществить работы в срок в рамках финансирования от Национального проекта “Культура” и Министерства культуры России. И с этим коллектив музея — заповедника справился.