Китайский дворец в Ораниенбауме всегда был игрушкой сначала императрицы Екатерины II, потом им как хрупким чудом восхищались просто посетители.
Но никто не предполагал, что у него такая сложная судьба. Для Екатерины он был уголком, где она могла отдохнуть или от мужа, или от государственных дел. Он использовался только в летнее время, не имел отопления и даже практически фундамента. Годы делали своё дело. И, хотя за ним старательно ухаживали, пришло время решений. С 2004 года создавался проект реставрации, который был закончен к 2007 году.
В этом же году был подписано соглашение между ГМЗ «Петергоф» и «Газпромом» о комплексной реставрации Китайского дворца, о восстановлении всех интерьерных залов и помещений. Скоро сказка сказывается… Мы постепенно наблюдали, как открывались залы в 2011-м, 2018-м, 2021-м, 2022 годах. Это было чудо рук сотрудников музея, мастеров и молодых специалистов Ленинградской школы реставрации. И здесь председатель правления ПАО «Газпром» Алексей Миллер отметил огромный вклад Елены Яковлевны Кальницкой в то, что она практически дала вторую жизнь Китайскому дворцу.
Очень хочется надеется, что нынешнему Генеральному директору ГМЗ «Петергоф» Роману Коврикову удастся обеспечит дальнейшую реставрацию дворцово парковых ансамблей.
Все работы начались с восстановления температурно влажностного режима во дворце в целом — без этого невозможно было приступить к реставрационным работам в отдельных комнатах . Сейчас в подвальных помещениях созданы специальные передвижные платформы для наблюдения за фундаментом — это все выполняется лёжа, поскольку высота мала для размещения стоя.
В эти выходные нам показали помещения, завершающие анфиладу комнат Екатерины. Это Китайская опочивальня, Туалетная, Портретная и Кабинет. По ним нас провела Виктория Цалина, хранитель.Когда мы спросили какая комната ей больше всего нравится, она оказалась в затруднения. Сначала она заходит в одну любимую, потом в следующую, тоже любимую. И так бесконечно. Помещения все разные, но по своему несут отпечаток вкуса хозяйки.
Для опочивальни смогли в запасниках найти подлинные шёлковые обои. Их мало, они сверху защищены, но это придаёт ощущение подлинности присутствия. К сожалению, пока не нашли ни саму кровать, ни её описание. Хотя это не так страшно — Екатерина предпочитала ночевать в более теплых помещениях Большого дворца.
Туалетная комната как игрушка — маленькая, но в ней портреты 11 придворных дам, как бы наблюдащих за своей госпожой.
В Портретной — ну как не обойтись без головок Пьетро Ротари. Мода? Но здесь не шпалерная развеска, поэтому можно рассмотреть детали, хотя все картины помещены под защитную плёнку
Из портретной два выхода. Один в садик, другой в кабинет императрицы. Там совершенно дивные росписи с добавление в краски серебра — картины смотрятся как будто выполнены из стекляруса.
Садик очарователен, я даже представляла, как там дамы в кринолинах гуляют.
Все комнаты дворца теперь готовы, но все равно остаётся режим работы только в летнее время. Как рассказал Михаил Ботаковский, глава Петербургской реставрационной компании, гарантийный срок ремонта 5 лет. Но они дважды в сезон, при открытии и закрытии его, проводят осмотр помещений, выявляют имеющиеся дефекты, если они образуются. Это так называемое послереставрационное наблюдение. Остаётся пожелать, чтобы время стало невластно над этим шедевром