В России было хорошее слово «путешественники». Так называли себя участники поездок как по нашей стране, так и за рубеж.

Массово в русскую речь слово «туризм» активно  стало проникать только в конце ХІХ в. Ни Голковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля (1863- 1866), ни универсальная энциклопедия Брокгауза и Ефрона (1869-1907), ни даже Устав первого в России «Предприятия для общественных путешествий во все страны света Леопольда Липсона», созданного по подобию конторы англичанина Томаса Кука в Санкт-Петербурге в 1885 г., нет упоминаний слова туризм. Оно было известно лишь узкому кругу интеллигенции. За вторую половину XIX века оно упоминалось в художественной и документальной литературе не более 150 раз.

Впервые широкое знакомство жителей ряда городов Российской империи со словами турист и туризм состоялось в конце ХІХ начале ХХ в. В это время в Санкт-Петербурге было создано Российское общество туристов, или Русский туринг-клуб, общество за 8 лет своего существования объединило более 2 тысяч человек из 174 городов России.

Благодаря ближним и дальним туристским поездкам, организованным для членов общества, а также издававшемуся обществом туристов журналу «Русский турист», дорожно- справочным книжкам для туристов «Дорожник» и «Ежегодник» неологизм туризм все более укоренялся в русском языке.

Широкая экспансия слов туризм и турист в русскую речь произошла в начале 30-х гг. ХХ в.  В мощный пропагандистский аппарат был включен и туризм, как одно из сильных средств воздействия на людей.

В то время были популярны лозунги такого типа: «Пролетарский туризм — лучший способ образования»; «Пролетарский туризм служит интересам обороны».

А в XVIII-XIX веках, хоть и были Гранд туры, но в них участвовали путешественники. Это было модно. Образовательные путешествия людей из знатных европейских семей стали важным явлением культурной жизни Европы. Ехали и европейцы в Россию, и россияне в Европу.

Большое путешествие включало в себя посещение крупнейших европейских центров, но главным пунктом всегда была Италия. В Рим, Венецию, Флоренцию и другие итальянские города нескончаемым потоком ехали люди из разных уголков России и Европы. Многие путешественники составляли и публиковали описания своих путешествий, которые побуждали все новых людей трогаться в путь.

Русские путешественники с XVIII века становятся частью этого потока.

В Государственном музее истории религии открылась выставка «Гранд тур. Маленькие сувениры Большого путешествия» , которая позволит окунуться в мир путешественников XVIII–XIX веков. На ней представлены сувениры, привезенные  из «большого путешествия» по европейским столицам, которое было важным этапом воспитания молодых людей в аристократических семьях.  Рынок сувениров в Европе ещё в те времена был огромен.

 

И это не магнитики, это серьёзные скульптурные произведение из мрамора и металла которые, вернувшись домой, можно было поставить на камин. Правда надписей «Вася и Венера» не предусматривалось.

Но это могли быть и крупные изделия о которых, например, граф Северный с супругой мог сказать «заверните». Так к нам попал фонтан «Нептун» и знаменитые гипсовым копии Кентавров из Тиволи.

Существовала целая индустрия по обслуживанию интересов путешественников. Представители богатых семейств могли составить себе коллекции ренессансных картин или античных памятников. Те же, кто не мог себе этого позволить, приобретали модели памятников, копии известных картин, гравюры. На выставке вы можете увидеть четыре прекрасные работы из коллекции князя Николая Борисовича Юсупова-старшего, две из которых выставляются впервые. Юсупов формировал свои коллекцию как заграницей, так и покупая что то в России. Картину «Мадонна с Младенцем, читающая книгу» Н.Б. Юсупов купил в 1800 г. в Петербурге у венецианского торговца Пьеро Конколо.

Мадонна с Младенцем, читающая книгу Художник Гверчино (Джованни Франческо Барбьери) Болонья. XVII в. Холст, масло

Джованни Франческо Барбьери, более известный по своему прозвищу «иль Гверчино» (Кривой) был одним из самых известных представителей болонской школы живописи, которая пользовалась наибольшей популярностью y русских коллекционеров конца XVIII-начала XIX вв. Картину «Мадонна C Младенцем, читающая книгу» Н.Б. Юсупов купил в 1800 г. в Петербурге у венецианского торговца Пьеро Конколо.

Да и вся выставка — просто откытие: здесь представлено то, что попало в фонды музея после национализации и просто хранилось без доступа к широкой публике. К выставке произведена реставрация живописных работ.

Для меня было открытием деревянная икона из Мраморного дворца.

«Мадонна с Младенцем», копия с картины Джованни Беллини Италия. ХІХ в.

Это картина из собрания великого князя Константина Константиновича Романовна, известного поэта, подписывавшегося инициалами «К.Р.»,

Он неоднократно бывал в Венеции и даже посвятил ей небольшой поэтический «Венеция». цикл

«С какою кротостью и скорбью нежной Пречистая взирает с полотна!

Грядущий час печали неизбежной Как бы предчувствует Она!».

B кабинете Константина Константиновича  хранилось две копии с этой работы Беллини, одна из них выполненная в виде рельефа на дереве, в богато декорированной деревянной раме с гербом венецианского рода Канторини (этому роду принадлежала картина Беллини до 1838 г.).

Обращает на себя внимание маленькая иконка 15 века.

Она попала в музей из ГМИИ им. Пушкина, о чем те, как я понимаю, жалеют до сих пор. Недавно на канале Культура был показан 4-х серийный фильм, где она участвует. За годы нахождения в фондах она значительно загрязнилась, перед выставкой её пришлось тщательно очищать. Сейчас она вся в трещинках и создаётся впечатление, что она расписана на пробке, а не на дереве.

Совершенно уникальны графические листы с видами Италии. Для многих это были как альбомы с фотографиями, как воспоминание о путешествии. Листы разных лет, поэтому иногда можно видеть какие то места до и после возведения на них новых точек интереса путешественников.

На выставке всего 60 работ, но она заставляет нас задуматься, вспомнить те годы, когда можно было просто сесть в самолёт и оказаться через несколько часов в любимой Флоренции, Венеции, Риме. Поэтому последуем одному из лозвнгов, популярных в советские  времена : «Чтобы лучше строить СССР, надо его знать. Чтобы лучше знать будьте туристами». Италия никуда не денется, она существуетвуе тысячи лет, не нужно терять время. Изучайте Россию и привозите сувениры. Возможно, лет через 200 они тоже попадут на выставку.

А пока сходите на Почтамтскую, там есть на что посмотреть любителям туризма.