Андрей Хаустов:
ЦИТАТА из высказывания: «Означает ли, что писатели с богатым и развитым языком более интересны и пишут лучше? Не факт…»
Возможно. Простой пример: Джек Лондон и Эрнест Хэмингуэй.
По данным статистических исследований стало известно, что в лексиконе писателя Д.Лондона встречается значительно больше уникальных слов и словосочетаний, чем у другого всемирно-известного писателя – гордости американской нации, Нобелевского лауреата – Эрнеста Хэмингуэя.
Несмотря на то,что в своих произведениях Д.Лондон сумел задействовать больше уникальных слов и сложных, оригинальных, насыщенных словосочетаний, чем Хэмингуэй, всё же считается, что он больше «описыватель», чем писатель, чего не скажешь о лауреате Нобелевской премии — старине Хэме.
Джек Лондон не вошёл в элиту мировой литературы, не является классиком, и вообще, он менее читаем, по сравнению всё с тем же Хэмингуэем.
Почему?
Ведь его лексический запас.казалось бы выше, тексты более богаты, а язык более развит…
Быть может, дело здесь в другом?
В том, что называется – «талант» писателя? То есть его уникальность и способность более эффективно воздействовать на читателя.
(хотя лично я с недавних пор считаю, что талант – это фикция, условное слово, слово-обман, ложное понятие).
Но продолжу:
На мой взгляд, ценность того или иного лит.произведения зависит от целого комплекса составляющих его успеха (актуальность, значимость для современников и потомков, мораль, общечеловеческая ценность, гуманистический посыл, правдивость, универсальность восприятия, грамотный выбор композиции, оригинальный стиль, общая грамотность, богатый словарный запас, оригинальность темы, идеи, ориентация на наиболее важные человеческие понятия и «набор» ключевых ценностей различных поколений, и мн.др).
Можно сказать, уникальность того или иного произведения прямым образом определяется неуловимым сложным соотношением всех этих составляющих.
Однако, и этого недостаточно.На мой взгляд, успех произведения зависит в большей степени даже от другого. А именно:
от способности писателя (при условии соблюдения всего прочего) дать такой текст, при прочтении которого (нередко на одном дыхании) читатель воспринимает написанное, как увиденное.
И в этом есть сила и талант любого автора.
Не секрет, что видеообразы – куда более информативны,чем текст, звук, тактильные ощущения и запах. Видеоинформация лучше запоминается. Здесь человек получает огромную информацию на прямую в виде образов.
И тот писатель, который способен созданием подобных образов «обмануть» читателя, и является более успешным, читаемым и, как говорят, талантливым.
Хотя, повторюсь, лично я против того, чтобы творческих людей одной направленности разделяли на талантливых, не талантливых, гениальных и бездарей.
Все люди рождаются более менее одинаковыми. С одинаковым потенциалом, возможностями.
Разделяет нас уже воспитание и условия жизни (часто губительные для развития в личности тех или иных наклонностей).
Однако и в этом случае у человека всегда есть шанс добиться чего-то выдающегося. При одном-двух условиях.
Первое: это осознание в себе возможностей и желания себя в чём-то проявить
Второе (главное): прилагать усилия для достижения цели.
И вот уже здесь, и происходит дифференциация творческих людей на талантливых (работяг, волевых) и бесталанных (лентяев, слабовольных).
Я очень слабо верю в уникальные особенности головного мозга и нервной системы наиболее выдающихся представителей человечества.
Например, в Советском Союзе после смерти вождей, учёных, музыкантов,художников и поэтов было принято исследовать их головной мозг.
Что там только не находили!
Например мозг Ленина и Маяковского изучили вдоль и поперёк, нашли там совершенно уникальнейшие особенности в структуре нейронов, отметили их плотность, характер разветвления и высочайший уровень связи нейронов между собой.
На основании этих данных было осуществлено совершенно «научное обоснование» гениальности Владимира Ильича, Владимира Маяковского, Горького, и если бы не «оттепель», то, разумеется, и товарища Сталина.
С другой стороны, уже в наши дни медики разводят руками и удивляются тем случаям, когда у отдельных пациентов установлено вообще сильнейшее поражение мозга, отсутствуют необходимые нейронные связи, а пациенты, как ни в чём не бывало, продолжают оставаться не то что бы «нормальными», думающими людьми, но и людьми, способными оперировать сложнейшими понятиями, производить высокого уровня математические вычисления и обладать поистине выдающейся памятью, в то время как (по прогнозам врачей) они должны были бы существовать подобно растениям….
Так значит, Личность, её достижения – не имеют прямого отношения к особенностям строения головного мозга? А то, что называется «врождённый талант» – не более, чем миф?
Уважаемый г-н Андрей Хаустов!
Ваше соображение насчет того, что талантливый писатель пишет так, что читатели ВИДЯТ то, что автор описывает. совершенно справедливо. Единственное, что непонятно, КАК такие мастера это делают, т.е. какими средствами данного эффекта добиваются… Кинорежиссер Михаил Ромм давал своим студентам ВГИКа задание: написать режиссерский сценарий по любому более или менее крупному произведению Пушкина. И что же? Студенты с величайшим изумлением увидели, что великий классик писал КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИ, то есть, свободно изменяя крупность планов, применяя наезды, отъезды «кинокамеры умственного взора» и прочие приемы задолго до изобретения кино. Сам же Ромм в одной из своих книг привел отрывок из пушкинской «Полтавы» как подобный готовый сценарий:
…Уж скоро полдень,жар пылает,
Как пахарь, битва отдыхает,
Равняясь,строются полки,
Молчит музыка боевая
(ОБЩИЙ ПЛАН, ПАНОРАМНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАМЕРЫ ПО УЧАСТНИКАМ БИТВЫ, ПОЛНАЯ ТИШИНА НА ПОЛЕ БОЯ)
Тогда-то, свыше вдохновенный,
Раздался звучный глас Петра:
«За дело, с Богом!»
(ГОСУДАРЯ ЕЩЕ НЕТ, НО ЕГО ГОЛОС ПОКРЫВАЕТ ПОЛЕ СРАЖЕНИЯ)
Из шатра,
Толпой любимцев окруженный,
Выходит Петр.
(ОБЩИЙ ПЛАН, НАПРАВЛЕННЫЙ НА ГРУППУ,- МЕДЛЕННЫЙ, А ЗАТЕМ ОЧЕНЬ БЫСТРЫЙ НАЕЗД НА ЦЕНТРАЛЬНОГО ПЕРСОНАЖА, ОСОБЕННО НА ЕГО ЛИЦО)
Его глаза сияют,
(СВЕРХКРУПНЫЙ ПЛАН, ПОСЛЕ КОТОРОГО ИДЕТ ОТЪЕЗД КАМЕРЫ)
Лик его ужасен, движенья быстры,
(ДВИЖУЩАЯСЯ КАМЕРА ДАЕТ СРЕДНИЙ ПЛАН,- ВСЮ ФИГУРУ ГЕРОЯ)
он прекрасен,
Он весь как божия гроза!
Идет. Ему коня подводят.
Ретив и смирен борзый конь,
Почуя роковой огонь,
Дрожит глазами косо водит
(СВЕРХКРУПНЫЙ ПЛАН: ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО СМЕЛЫЙ ВНЕЗАПНЫЙ ПЕРЕХОД КАМЕРЫ С ФИГУРЫ ЦАРЯ НА МОРДУ ЛОШАДИ!)
И мчится в прахе боевом,
Гордясь могучим седоком.
(УХОД НА ОБЩИЙ ПЛАН. КАМЕРА ПОКАЗЫВАЕТ ПЕТРА УЖЕ ТОЛЬКО СО СПИНЫ, НА ФОНЕ БИТВЫ)
Точно так же вдумчивый читатель может проанализировать почти любое произведение Пушкина, после чего становится понятным, почему он назван гением.
Осмелюсь предложить интересующимся свою книгу «Как мы видим то, что видим» (она есть в Интернете), где и особенности зрительного восприятия, и вопрос порождения слов из внутреннего, мозгового зрительного образа — эти и другие проблемы изложены более основательно.
Уважаемый г-н Андрей Хаустов!
Ваше соображение насчет того, что талантливый писатель пишет так, что читатели ВИДЯТ то, что автор описывает. совершенно справедливо. Единственное, что непонятно, КАК такие мастера это делают, т.е. какими средствами данного эффекта добиваются… Кинорежиссер Михаил Ромм давал своим студентам ВГИКа задание: написать режиссерский сценарий по любому более или менее крупному произведению Пушкина. И что же? Студенты с величайшим изумлением увидели, что великий классик писал КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИ, то есть, свободно изменяя крупность планов, применяя наезды, отъезды «кинокамеры умственного взора» и прочие приемы задолго до изобретения кино. Сам же Ромм в одной из своих книг привел отрывок из пушкинской «Полтавы» как подобный готовый сценарий:
…Уж скоро полдень,жар пылает,
Как пахарь, битва отдыхает,
Равняясь,строются полки,
Молчит музыка боевая
(ОБЩИЙ ПЛАН, ПАНОРАМНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАМЕРЫ ПО УЧАСТНИКАМ БИТВЫ, ПОЛНАЯ ТИШИНА НА ПОЛЕ БОЯ)
Тогда-то, свыше вдохновенный,
Раздался звучный глас Петра:
«За дело, с Богом!»
(ГОСУДАРЯ ЕЩЕ НЕТ, НО ЕГО ГОЛОС ПОКРЫВАЕТ ПОЛЕ СРАЖЕНИЯ)
Из шатра,
Толпой любимцев окруженный,
Выходит Петр.
(ОБЩИЙ ПЛАН, НАПРАВЛЕННЫЙ НА ГРУППУ,- МЕДЛЕННЫЙ, А ЗАТЕМ ОЧЕНЬ БЫСТРЫЙ НАЕЗД НА ЦЕНТРАЛЬНОГО ПЕРСОНАЖА, ОСОБЕННО НА ЕГО ЛИЦО)
Его глаза сияют,
(СВЕРХКРУПНЫЙ ПЛАН, ПОСЛЕ КОТОРОГО ИДЕТ ОТЪЕЗД КАМЕРЫ)
Лик его ужасен, движенья быстры,
(ДВИЖУЩАЯСЯ КАМЕРА ДАЕТ СРЕДНИЙ ПЛАН,- ВСЮ ФИГУРУ ГЕРОЯ)
он прекрасен,
Он весь как божия гроза!
Идет. Ему коня подводят.
Ретив и смирен борзый конь,
Почуя роковой огонь,
Дрожит глазами косо водит
(СВЕРХКРУПНЫЙ ПЛАН: ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО СМЕЛЫЙ ВНЕЗАПНЫЙ ПЕРЕХОД КАМЕРЫ С ЛИЦА ЦАРЯ НА МОРДУ ЛОШАДИ!)
И мчится в прахе боевом,
Гордясь могучим седоком.
(УХОД НА ОБЩИЙ ПЛАН. КАМЕРА ПОКАЗЫВАЕТ ПЕТРА УЖЕ ТОЛЬКО СО СПИНЫ, НА ФОНЕ БИТВЫ)
Точно так же вдумчивый читатель может проанализировать почти любое произведение Пушкина, после чего становится понятным, почему он назван гением.
Осмелюсь предложить интересующимся свою книгу «Как мы видим то, что видим» (она есть в Интернете), где и особенности зрительного восприятия, и вопрос порождения слов из внутреннего, мозгового зрительного образа — эти и другие проблемы изложены более основательно.