Владимир Дараган:

Это дом, где Фицджеральд написал свой первый роман «По эту сторону рая»:


Фицджеральд и Зельда

Города Сент Пол и Миннеаполис называют города-близнецы. Сент Пол столица Штата Миннесота, но он меньше Миннеаполиса и выглядит победнее. Зато там много исторических закутков. Про один я упоминал два года назад, но сегодня мы с МС там снова оказались и я решил написать немного еще.

Наверное все вы слышали об американском писателе Фицджеральде. Кто-то его не любит как личность, кто-то не любит его романы, но одно нельзя у него отнять. Он был лучшим, кто описывал золотую американскую молодежь двадцатых годов прошлого века, когда до кризиса еще было далеко, когда рождался джаз, когда будущее казалось таким безоблачным.
Фрэнсис Скотт Фицджеральд родился в Сент Поле. Его школьные годы прошли среди домов, которые показаны на фотографиях в этой записи. Потом он уехал учиться в Принстон, бросил, попал в армию, но в отличие от Хемингуэя он не был на фронте, а начал писать рассказы и влюбился в дочку судьи штата Алабама, красавицу Зельду.

Ему дали от ворот поворот, когда он захотел на ней жениться. Вот тут и родился писатель Фицджеральд. Он тогда жил в Нью Йорке, но без денег там было невесело. Он поехал в Сент Пол к родителям и в их квартире написал роман «По эту сторону рая».

На одной из фотографий показан этот дом. Роман опубликовали и Фицджеральд мгновенно стал знаменитым и богатым. Зельда стала его женой, и они пустились во все тяжкие. Жили они на полную катушку, Фицджеральду везде платили максимальные гонорары, они покуролесили и в Америке и в Европе. Европейский период этой парочки описан у Хемингуэя в романе. «Праздник, который всегда с тобой».

Дальше было грустно. Зельда стала алкоголичкой и у нее развилась шизофрения. Фицджеральд стал после этого пить, уехал в Голливуд, где и умер в 1940 году. Ему было 44 года.

Зельда провела последние годы в клинике, где писала романы и рассказы. Одно время она была популярна среди феминисток. Сейчас уже мало кто ее помнит.

А романы Фицджеральда продолжают переиздаваться, в театрах идут пьесы по его произведениям.


Это дом в викторианском стиле был построен более ста лет назад для Мэри Хилл — любимой дочки одного из промышленников Миннесоты. На фронтоне было написано ее имя. Десять лет назад дом купили те, кто решил начать свою историю, и теперь он называется «Голубиный Холм»:


А этот дом продается. В этом районе продается много домов. Все они викторианского стиля, построены в 19-м веке, заполнены привидениями и требуют ремонта. Наш знакомый купил тут дом. Я бродил по его бесчисленным комнатам, слушал, как скрипят полы, лестницы и двери, как тянет сыростью из огромного темного подвала, забитого старыми вещами.

Знакомый был фанатом, он решил сам отремонтировать дом. Был куплен грузовик, наборы дорогих инструментов и книги по борьбе с плесенью, скрипучими полами и нечистой силой. Ремонт длится уже несколько лет.

Пока хозяин жив и даже еще способен принимать гостей. Мы сидим за огромным овальным столом, пьем темное терпкое вино и слушаем его рассказы про непослушный паркет и треснувший фундамент.


Это дом купил Германо-Американский Институт. Реально это клуб, где можно проводить время, пить пиво и есть вкусные сосиски с картошкой и тушеной квашеной капустой. В воскресенье туда приглашают на специальный вечер с пивом и блюдами из капусты. МС говорит, что баранина, которую она запекла в духовке, вкуснее.


В этом доме находится крошечный частный колледж для художников и скульпторов. Там как-то приятно:


В этом доме жил первый губернатор Миннесоты. Дом строили двадцать лет. В те далекие времена не особенно торопились:


А тут сейчас французский ресторан. Мы там были. Очень необычно, когда гости сидят в жилых комнатах старого дома, а официанты носят блюда по скрипучим лестницам:


Такие старые дома часто сдаются студентам. В каждой спальне по студенту, в гостиных протекает социальная жизнь, туда же приходят гости и тогда дом содрогается от громкой музыки и воплей из молодых глоток:


Это дешевый дом. Могучие колонны спереди, а сзади бедненько. Тут сейчас никто не живет. Может только мыши и тени умерших тут людей:


Это просто один из домов в этом районе. Сняли потому, что беленький и чистенький:


Заборов тут нет. Приходи, садись, гостем будешь. Если только не застрелят за нарушение прайвэси:


Типичный дом в викторианском стиле:


Все это около огромного собора Святого Павла. Это тут хранятся мощи святых Кирилла и Мефодия.

Владимир Дараган.