Татьяна БУШМАНОВА.
1 августа в Строгановском дворце открылась выставка «Красота без гламура?» — первая большая выставка фотографий обнаженной натуры в Русском музее. Экспозицию составили около 100 работ, предоставленных галереями, коллекционерами, а так же самими авторами. Выставка отражает развитие жанра «ню» в русской фотографии с 1900-х по 2010-е годы.
Интерес к выставке превысил все ожидания организаторов!
Изображение обнаженного тела – неотъемлемая часть искусства испокон веков. С античных времен своеобразной «маркой» жанра является изображение Эрота. С изобретением фотографии в её самых ранних формах — 40-х годов XIX века — к луку и стрелам Эрота можно было бы добавить фотокамеру. Обнаженная натура притягивала уже первых фотографов – дагеротипистов. Вскоре фотография в жанре «ню» появляется и в России.
В живописи к концу XIX века «ню» окончательно сформировался в самостоятельный жанр, работа в нем считалась признаком высшего мастерства. Художники воспевали красоту тела, его изображение являлось лучшим способом выражения духовности. Но широкому распространению фотографий этого жанра в России существенно мешали нравственные устои патриархального общества. Даже высокохудожественные изображения наготы воспринимались большинством не иначе, как «срам».
В начале развития фотографии широко дискутировался вопрос о том, является ли она искусством вообще. К снимкам обнаженной натуры отношение было тем более сложным. Камнем преткновения в эстетическом осмыслении снимков в жанре «ню» и их распространении была документальность фотографии. Подобные изображения были слишком натуралистичны для восприятия публики, привыкшей к обобщенным живописным образам. Фотографы преследовались, кадры изымались из продажи, бывали случаи судебных разбирательств. Цензурные запреты мешали развитию высокохудожественной фотографии. Но поскольку существовал огромный спрос на изображения обнаженных женщин, Россия оказалась наводнена большим количеством низкопробной заграничной фотопродукции.
Сегодня в фотографии жанра «ню», как и прежде, сосуществуют как снимки, направленные исключительно на пробуждение чувственности, так и работы высокого художественного мастерства, из-за чего отношение к изображению обнаженной натуры остается неоднозначным. Проект «Красота без гламура?» демонстрирует в пространстве классического музея и традиционные образцы жанра, и современные, что позволяет исследовать интерес современной фотографии к жанру «ню» и его историю, дает возможность посетителю поразмышлять над вопросом, давшим название выставке: «А возможна ли красота без гламура?»
На этапе становления художественной фотографии сюжеты с обнаженным телом заимствовались из классической живописи. Многие фотографы были профессиональными художниками. Одним из них был Альфред Эберлинг, работы которого, относящиеся к 1900-м годам, представлены на выставке. Эберлинг – русский живописец, ученик И. Репина. Он фотографировал обнаженными звезд балета, натурщиц, дам из общества, среди его моделей — Тамара Карсавина, Анна Павлова. Эберлинг никогда не печатал своих снимков в увеличенном
размере, а довольствовался разглядыванием негатива, чтобы в дальнейшем создавать по ним живописные полотна. Изначально фотография была для него лишь современным инструментом для того, чтобы не заставлять моделей долго позировать. Тем не менее, его снимки остались в истории отечественной фотографии как яркие примеры камерного искусства.
В 1920-30-е годы продолжаются поиски новых форм запечатления красоты женского тела. Фотографы Н. Свищов-Паола, Г. Зимин, Б. Смирнов и М. Пенсон экспериментировали со светом, используя его формообразующие возможности. Очень популярной становится тема – «ню» в движении. Николай Свищов-Паола уделял большое внимание пластике тела, движения, работе со светом. Кроме работы в павильоне он одним из первых стал проводить съемки на пленэре. Красоту обнаженного тела он видел в эстетике классической скульптуры. Выбирая позы моделей, используя возможности светотени, он снимает так, что живое тело предстает мраморным изваянием.
В это же время в фотографии доминируют пикториалисты. Используя мягкорисующую оптику, сложные способы печати, художественную бумагу, они стилизовали снимки под живопись, схожую с работами импрессионистов. Одним из ярких представителей этого направления был Александр Гринберг — классик советской фотографии, кинооператор. С 1910 по 1930 годы его работы выставлялись на крупных фотосалонах и завоевывали призы на международных выставках в Европе, Азии и Америке. В работах с обнаженной натурой он достиг совершенства. В стиле пикториализма творил и Юрий Еремин. Возглавляла это направление фотографии Государственная академия художественных наук (ГАХН), где зародился проект «Искусство движения». С 1925 по 1929 годы под этим названием в Москве прошли четыре выставки, на которых многие художники демонстрировали фотографии обнаженной натуры. Это был последний публичный показ снимков в этом жанре.
История «ню» в Советской России была недолгой. В 1929 году появились статьи, клеймящие фотографов-пикториалистов и осуждающие изображение обнаженного тела, как чуждого новому времени. Началась травля представителей старой фотографической школы. В 1936 г. А. Гринберг был обвинен в распространении порнографии и осужден на пять лет. С этого момента эротическая фотография, несущая лишь эстетическую нагрузку, стала в отечественном искусстве явлением «нон грата». Теперь допускался показ лишь развитых тел спортсменок и работниц в процессе естественного трудового или спортивного движения. Пришло время парадов, строек, единения масс, что отразилось и в фотографии. За многие десятилетия советской власти лишь некоторые фотографы обращались к жанру «ню» и работали полуподпольно. На выставке можно увидеть несколько работ 1940-50-х годов.
Только в 1960-е годы ситуация стала меняться. Фотографы все чаще обращались к жанру «ню», но пока — без надежды на участие в официальных выставках и на публикации фотографий. Одним из значительных фотохудожников был Геннадий Приходько, посвятивший все свое творчество главной идее — показать женственность как природную стихию. Ремесло художник осваивал самостоятельно. Участвовал в зарубежных выставках в Праге, Лондоне, Берлине. В 1970-е он создает серию фотографий на пленэре, где обнаженные модели предстают на фоне природного ландшафта. На 1960-80-е годы приходится творческий расцвет таких андеграундных фотографов как Г. Приходько, В. Самарин, С. Леонтьев, Л. Лазарев, С. Князев, В. Бруй. Валентин (Мария Тиль) Самарин экспериментирует с возможностями абстрактной фотографии. В своих работах он использует эффект соляризации, наложение нескольких негативов. В связи с преследованиями за участие в феминистском клубе в 1981 году он покинул страну и поселился в Париже, где продолжал снимать и провёл более 90 выставок в городах Европы. Леонид Лазарев, работая фотокорреспондентом в журнале «Советская женщина» — официозном журнале призванном «освещать жизнь советских женщин, их участие в советском и коммунистическом строительстве, пропаганде образа советской труженицы за границей», делает большую серию снимков в жанре «ню».
В 1990-х годах, со сменой политического строя, произошло возвращение жанра «ню» на легальную художественную сцену. Этот период представлен работами А. Чежина, С. Борисова, Г. Майофиса и других фотографов. Мастер современной российской фотографии — Андрей Чежин принципиально не работает с «цифрой» и не прибегает к компьютерной обработке изображений.
Классическую аналоговую фотографию он считает самодостаточной. А. Чежин — организатор и член совета ежегодного фестиваля «Осенний марафон», директор галереи «ФОТОimage».
В современном развитии жанра «ню» происходит смешение стилей, направлений, применяются новые технологии. Это позволяет мастерам буквально творить новую реальность, образы становятся неожиданными, порой шокирующими, наполняются множеством смыслов. Авторы следуют классицистической презентации тела (С. Намин, В. Григорьев-Башун, А. Полетаева, А. Кривцов) и используют гламурную эстетику (Д. Донской, Ivan Warhammer). Обращаются к старым, ручным техникам печати (Творческое объединение «Станковая фотография XXI», А. Марьяшин) и к современному осмыслению фотоавангарда, применяя цифровые технологии и графические редакторы (К. Худяков, Д. Зайцев, А. Гарев).
Включают женское тело в социально-художественный контекст (И. Мухин, А. Есипович, Ю.Иво, Д. Куклин), тем самым меняя традиционный взгляд на изображение обнаженной женщины как на волнующий объект с совершенными пропорциями.