16 августа 2018 года отмечается 142-летие Ивана Яковлевича Билибина, который нескольким поколениям детей открыл мир русской сказки в книжных иллюстрациях.

Окончивший с серебряной медалью гимназию и добившийся особых успехов в математике Иван Билибин вывел не по возрасту глубокую формулу: «Как грубое слово „расчёт“, так и поэтичное „гармония“, в сущности, родственны, ибо оба основаны на счёте, на математике». Позже ставшего известным живописца за просчитанность композиции, сложную орнаментику и при этом безукоризненную твердость линии коллеги назовут «Иваном – железной рукой».

Газеты начала прошлого века писали, что Билибин создал детскую книгу как произведение искусства: в его исполнении они похожи на расписные шкатулки, которые хочется долго рассматривать. Сторонник и продолжатель техники «контурной линии», Билибин приобрёл со временем узнаваемый стиль и имя в художественной среде.

Ставший знатоком и почитателем Русского Севера, Билибин в своих работах мастерски передал его неповторимую сдержанную красоту. Судьбоносными стали его поездки в Вологодскую, Олонецкую и Архангельскую губернии, куда он был командирован по заданию Русского музея (Музея Александра III) для сбора этнографических материалов и фотографирования памятников древнерусской деревянной архитектуры. Свой эстетический манифест Билибин озвучил на всю Россию: «Только совершенно недавно, точно Америку, открыли старую художественную Русь, вандальски искалеченную, покрытую пылью и плесенью. Но и под пылью она была прекрасна, так прекрасна, что вполне понятен первый минутный порыв открывших её: вернуть! вернуть!»

Будучи большим эстетом и знатоком культуры, Билибин наполняет свой дом в Ивангороде предметами искусства: живописью, гобеленами, старинным фарфором и антиквариатом; переданная городу семейная коллекция Билибиных, собственно, и положила начало музейной экспозиции. Собрание музея насчитывает более 100 произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства самого И. Я. Билибина и его третьей жены – художницы, графика, известного мастера росписи по фарфору А. В. Щекатихиной-Потоцкой.

Всю свою жизнь он возвращал миру заново открытую им русскую культуру. В силу обстоятельств став эмигрантом и работая сценографом признанных театральных сцен Европы, он готовит блистательные декорации к постановкам русских опер. Билибин был истинным ценителем старинных русских костюмов, он интересовался вышивкой, тесьмой, техниками ткачества и всем, что создавало национальный колорит народа.

В 1936 году Билибин вернулся в Петербург, ставший Ленинградом. Ко всем его профессиям добавляется ещё одна: преподавание во Всероссийской Академии художеств. В сентябре 1941 года, в возрасте 66 лет, художник отказался от предложения наркома просвещения эвакуироваться из блокадного Ленинграда. «Из осаждённой крепости не бегут, её защищают», – написал он. Под фашистскими обстрелами и бомбёжками художник создаёт патриотические открытки для фронта, пишет статьи и обращения к героическим защитникам Ленинграда.

Профессор Билибин умер от голода в первую же блокадную зиму. Похоронили его в братской могиле профессоров Академии художеств возле Смоленского кладбища.

Спасибо Президентской библиотеке за материалы