Андрей ХАУСТОВ:
70 лет назад на этом месте был сущий ад. Снаряды и бомбы здесь сыпались тоннами. Не осталось ни одного дерева, ни одного куста. Всё было по сто раз перепахано взрывами и танками.
Этот крохотный клочок земли мы отвоёвывали годами, здесь каждый метр обильно полит кровью. В некоторых местах видим внушительные, очень глубокие воронки, оставленные тяжёлыми бомбами и снарядами, в них запросто может поместиться не то, чтобы целый танк, целый дом! И ещё место останется.
Именно в этой части Невского Пятачка шли самые кровопролитные бои. За лесом — укрепления немцев. Там до сих пор проходят раскопки. Без особых трудов, даже мне случайно удалось там найти много целых патронов и предметов солдатского быта, когда мы там гуляли. Поговаривают, там даже лежат в земле необезвреженные мины!
(Невский Пятачок. Часовенка Святителя Пантелеймона).
За этот крохотный клочок земли бились месяцы напролёт — два раза по полгода.
Условно, на каждый квадратный метр этого плацдарма, приходится от 2 до 17 убитых! Вы только вдумайтесь в это: на каждый квадратный метр!
А общие потери наших защитников, по разным оценкам, от 50 до 140 тыс. Потери противника от 10 до 40 тыс.
Православный крест на берегу Невы. Здесь было особенно «жарко» в годы Войны: каждый кубический метр земли напичкан пулями, гильзами и осколками бомб, снарядов и мин.
Говорят, когда весной начинается капель, слышен мелодичный металлический звон – ручьями смывается в реку огромное количество гильз, которые начинают звенеть….
Вот это место. Даже песок здесь имеет выраженный цвет ржавчины, так много здесь металла под землёй и под водой. В этих местах, кстати, до сих пор вытаскивают танки из Невы. Сколько их ещё покоится на дне?