Водоканал, Ленэнерго, Октябрьский железная дорога… Это отдельные империи, где начинают работать с юности и обычно заканчивается к пенсии. Если не случаются катаклизмы
Блокада, Водоканал. 882 погибших. Около двухсот человек, в основном женщин, всю блокаду на казарменном положение обеспечивали подачу воды.
В 1941 году Ленинград снабжали водой три водопроводные станции: Главная, Южная и Петроградская, а канализационная сеть состояла из 1 580 общесплавных выпусков.
Именно эти объекты с первых дней войны подвергались постоянным атакам немецкой авиации и артиллерии. За период 1941-1943 гг. от фугасных авиабомб и снарядов водопроводные сооружения города получили 1 354 повреждения, канализационные – 273.
В городе фашистами был применен варшавский вариант покорения — сначала лишить воды, потом все сжечь Немцы сбрасывают зажигательные бомбы вместе с деревянной щепой, чтобы лучше горели… Но сотрудники не сдавались.
Борьба за бесперебойное водоснабжение блокированного города продолжалась непрерывно. Благодаря самоотверженному труду работников станций вода (за исключением 36 часов 25-26 января 1942 года, когда приостановилась подачах электричества от станции на Фонтанке) подавалась в городскую сеть бесперебойно, хотя и в минимальных количествах. Лиговка, Международный проспекты, проспект 25 Октября — по всем основным городских магистралям было установлено свыше 4 630 водоразборных колонок, из которых ленинградцы брали воду, были организованы пожарные водоемы.
Главная водопроводная станция в то время была самой мощной, поэтому стала главной мишенью для вражеской авиации и дальнобойной артиллерии. За время войны ее территорию было сброшено 55 фугасных бомб и 272 зажигательных авиабомбы. Охрана этого стратегического объекта не прекращалась даже при артобстрелах. Во время бомбежек дежурный продолжал нести вахту в будке, стены которой были сделаны из танковой брони.
Для наблюдения за станцией оставались только узкие щели. Как и другие стратегические объекты, станцию тщательно маскировали, создавая видимость жилого квартала с помощью декораций и маскировочных сеток, заказанных в театральных мастерских. Их перекрашивали трижды в год, чтобы соответствовать сезону, но резкий поворот русла Невы в этом месте замаскировать невозможно, и, ориентируясь на него, немцы бомбили участок постоянно. А эта точка расположения была выбрана не случайно — вся водяная грязь течением отгонялась к противоположному берегу.
Весной 1942 года на станции были разбиты огороды, на которых сотрудники выращивали картофель, капусту, свеклу. Урожай отправляли в столовую станции. Для помощи издавались рукописные газеты «Боевой листок» и «Огородник», где авторы газетных материалов нередко призывали сотрудников станции «отлично обработать свои участки», помочь вскопать огороды семьям фронтовиков, давали советы, как удобрять и обрабатывать землю, пропалывать и прореживать растения, бороться с вредителями.
В условиях города-фронта важнейшей задачей было не допустить распространения эпидемий. Вся вода, которая поступала в городскую сеть, проходила фильтрацию и обеззараживание и соответствовала санитарным стандартам. Качество воды контролировалось не только на станциях, но и в городской сети – ежедневно брали пробы воды в 40 точках.
Для обеззараживания воды в период блокады использовался хлор (единственно возможный на тот период способ обработки). Баллоны с хлором, которые использовали на Главной водопроводной станции, хранились в Неве: их притапливали у берега и сверху покрывали деревянным настилом, чтобы свести к минимуму риск заражения территории в случае артобстрела.
К 75 годовщине снятия блокады в водонапорной башне, которая сохранилась с тех времён, организована экспозиция, где можно увидеть бесценные свидетельства героизма ленинградцев, которые в тяжелейших условиях смогли выжить и победить .