Похоже, мы присутствуем при возрождении еще одного музея, который будет интересен и любопытен многим.

Как сказал  директор ГМЗ «Гатчина»  Василий Юрьевич Панкратов  дворец  сейчас — это, скорее, музей архитектуры и декоративно-прикладного искусства. В довоенные годы  в Арсенальном каре размещался музей истории царского быта. Сюда ходили смотреть не на интерьеры и картины, а на то, как жили русские цари. И сейчас началось практически возрождение этого музея.

В Арсенальном каре до сих пор была только временная выставка, посвященная Александру III, но не в реальных помещениях, которые он исторически занимал. В дальнейшем музейщики предполагают размещать всё именно там, где проходила жизнь конкретной императорской семьи.

Сейчас открываются для посетителей реальные комнаты Николая I. Пожар 1944 года уничтожил большинство интерьеров Гатчинского дворца, в том числе и эти. Их дальнейшему сохранению не способствовало размещение в послевоенные годы немузейных учреждений. При восстановлении большая часть работ была посвящена именно воссозданию помещений. Но для сотрудников музея главным были вещи из окружения царской семьи, то, что составляло их повседневный быт. Часть экспонатов сохранилась, часть пришлось подбирать из аналогов, некоторые просто пришлось воссоздавать. Это относиться в основном к мебели, которую видно на акварелях Гау, которые сейчас являются абсолютно иконографическими. Я сравнила рисунки знаменитого художника и сегодняшние комнаты. Они практически идентичны: музейщики медленно, но верно идут к возвращению помещений дворца к виду, который был зафиксирован в рисунках и фотографиях, к счастью выполненных перед началом войны и сохранившихся в архивах музея.

Эти четыре помещения поражают своей строгостью, граничащей с военным аскетизмом. Воспитанием сына какое то время занимался отец — тот самый Павел I, который, как считалось, был отъявленным солдафоном. Но эти крохи, которые за пять лет совместной жизни внес император, сказались на характере Николая Павловича в дальнейшем. Как он рвался в походы против Наполеона! Но совсем юный возраст помешал ему полноценно участвовать в походах русской армии. Любовь к военным атрибутам, форме — это все от отца.

Стены комнат, оклеяных обоями — такая была мода в те времена — украшены картинами на военную тематику. Аскетизм во всех деталях — мебель из старых комнат, отсутствие золочения, однообразные паркеты. Меня очень поразила картина в Большом кабинете. Она изображает Павла I и его приближенных. Одновременно рядом те, кто был верен и цареубийцы. Какой то постоянный укор совести…

Совершенно аскетичная походная кровать, воссозданная по имеющимся рисункам. Ни о каких пуховых матрасах, как мы привыкли думать, нет и речи.

Но в комнатах появились весьма современные и нужные предметы убранства. Это водопровод и канализация. Вы когда нибудь видели императорский унитаз? — тогда вам сюда. Здесь же рукомойник и дождевальная кабинка — прообраз наших душевых.

Угловой кабинет выходит крыльцом в Собственный садик — так начиналось утро императора. Стулья и кресла для хозяина и посетителей ничем не отличаются. Все помещения, кроме Большого кабинета, небольшие по метражу, в них только самое необходимое. И постоянные картины на военную тематику.


И еще. В Малом кабинете стои портрет Николая Павловича того времени, когда он стал императором, 1825 год. Как он отличается от привычной иконографии. Но он принял Империю под свое управление и твёрдой рукою вел ее много лет. Мы мало знаем, каким он был. Поэтому имеет смысл хотя бы заглянуть в щелочку, которую приоткрыл нам ГМЗ «Гатчина»

Что же нас ждет в этом новом музее царского быта в дальнейшем ?

Сейчас продолжается воссоздание Арсенального зала. Он уже отреставрирован, но музейщикам еще предстоит найти ту изюминку, которая превратит стены в жилище, пусть и царское.

Идут работы в Китайской галерее, для которой к счастью сохранилась коллекция фарфора.

Идет проектирование комнат Александра III именно в тех местах, где они были расположены. Тогда временная выставка переедет в родные стены.

Дальше в планах  воссоздание комнат Александра II того времени, когда он был еще цесаревичем.

У музейщиков есть огромное желание провести реставрацию рабочего официального кабинета Александра III, находящегося в башне дворца. Сложно, но при желании, которое есть, осуществимо.

Мы впервые были в открывшихся  комнатах Николая Павловича, когда они только ремонтировались и оживали на глазах. Сегодня мы увидели труды многих людей, вложивших знания и душу в этот проект. И стало понятно: при желании любые мечты осуществимы.