Дмитрий Лазарев:
В торговом центре «АФИМОЛЛ Сити» проходит выставка уникальной экспозиции матрёшек.
«Аффимол СИТИ» находится в деловом центре Москвы,прямо у подножия высочайших небоскрёбов.
Эта выставка представляла страну на Российской национальной выставке в Париже в 2010 году. Ультрасовременная инсталляция из символического хоровода уникальных русских матрёшек – оригинальный проект художника-сценографа Бориса Краснова.
2.Когда я пришёл в центральный зал, то поразился его громадине:
3.
4.Поднялся наверх. Сверху зал ещё больше меня поразил:
5.Каждая инсталляция, высотой от 6 до 13 метров, повторяет форму всеми известной и любимой русской матрёшки – символа русской культуры.
Каждая матрёшка выполнена в единственном в своем роде стиле народных промыслов России: Хохломская, Федоскино и так далее…
Каждый вид народных промыслов, выбранный для орнамента, несет свою историю, где отразились народные представления о мире и красоте.
Матрёшки изготавливались вручную, над изготовлением каждой инсталляции трудились более 15 мастеров. Впервые в таком грандиозном масштабе была повторена древняя техника создания уникальной формы «куклы-матрешки» – посредством вымачивания дерева декораторы добивались точных изгибов и округлостей. При монтаже огромных матрёшек потребовалось самое современное подъемное оборудование, используемое при строительстве многоэтажных зданий.
Органичное сочетание известных символов русского прикладного искусства, величие и красота инсталляций, освещенные дневным светом самого большого в России стеклянного купола, площадью 10 000 кв. м, создают атмосферу света, добра и погружают каждого посетителя в мир старой русской сказки и мир лучших традиций российского зодчества.
6.Итак..начнём с самой крупной матрёшки.
ХОХЛОМА — самый популярный из видов русской росписи по дереву,возникший во второй половине XVII века на севере Нижегородской губернии близ торгового села Хохлома.
Для искусства Хохломы характерно два вида росписи: «фоновое» и «верховое».
Данная матрёшка расписана «фоновой» росписью.Эта матрёшка хохломской росписи фонового письма с орнаментом «КУДРУНА». «Кудрину» отличает стилизованное изображение листьев,цветов,завитков.Незанятое ими пространство закрашивается чёрной краской,и золотые ветви эффектно смотрятся на этом фоне:
7.Орнаментальная роспись ЖОСТОВО.
Этот вид народного промысла зародился в начале XIX века подмосковных сёл и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской губернии) — Жостове,Осташкове,Хлебникове,Троицком…
Возникновение жостовского росписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых. В самобытном искусстве жостовских мастеров ощущение живой природы сочетается с декоративной обобщённостью,родственной русской народной кистевой росписи на сундуках,берестяных туесах и прялках…
8.Искусство лаковой живописи МСТЕРА.
Посёлок Мстера Владимирской области в 1932 году стали родиной нового вида искусства — лаковой миниатюрной живописи на папье-маше. Бывшие иконописцы создали его на основе традиций самого консервативного из искусств,проявив подлинное творческое новаторство
9.ПАЛЕХ. Название промысла происходит от названия села Палех. Первое упоминание об этом селении относится к началу XVII века. К середине того же века молва о прекрасных работах палехских мастеров достигла Москвы и их стали приглашать для росписи храмов и царских палат. Иконы,написанные в Палехе,были достаточно дорогими,так как писались они долго и тщательно,по старинным образцам.
Широкое распространение миниатюра Палеха получила благодаря тончайшей по цвету графике,музыкальным ритмам линий,мастерской прорисовке золотом.
10.ГЖЕЛЬ. Один из традиционных центров производства керамики. Искусство гжели зародилось в Гжельской волости Московской губернии в XVIII веке. Роспись гжельской керамики по стилю напоминает народный лубок. Каждое керамическое изделие расписано очень просто,но не вступает в противоречие с высоким уровнем художественного исполнения. До сих пор роспись на керамике выполняется вручную и делается только кобальтом.
Гжель — это моя слабость. Я люблю коллекционировать различные фигурки. Их у меня уже больше сотни.
11.ВОЛОГОДСКОЕ КРУЖЕВО. Это вид русского кружева,плетённого на коклюшках(деревянных палочках). Вологодское кружеплетение восходит к 16-17 векам,но как промысел существует с первой четверти 19 века. Начало промысла относится к 1820 году,когда близ Вологды в имениях помещиков крепостные стал
и выплетать отделки к платьям и белью,полражая западноевропейским. Но крестьянки превзошли Европу.
12.ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ. Это русский народный промысел зародился в середине XIX века в районе города Городец. Яркая лаконичная роспись пишется свободным мазком с белой и чёрной графической обводкой. В росписях основное впечатление дают условные по характеру и вольные декоративные жанровые сценки. Традиционные изображения — чёрный гарцующий конь с всадником,индюк,фигурки петухов и нарядные пары.
13.СЕВЕРНОЕ БЕРЕСТЯНОЕ ПЛЕТЕНИЕ. Один из древнейших видов русских народных промыслов,известных ещё в IX-X веках. Представляет собой художественную обработку дерева. Береста — верхний слой коры берёзы — прекрасный строительный материал.Отличается лёгкостью,прочностью и водонепроницаемостью. Плетение — наиболее древний способ обработки бересты.Их узких полосок её,как и из липового лыка на Руси повсеместно изготавливали непромокаемые лапти и сапоги,заплечные кошели,лукошки для ягод и многое другое.
14.ХОЛУЙ. Искусство лаковой миниатюры Холуя — самобытное и интересное направление в декоративно-прикладном искусстве. Поселение в Суздальском уезде — Холуй — стало местом зарождения этого искусства традиционной иконописи,расцвётшего в XVII веке.
15.ФЕДОСКИНО.Знаменитый старинный народный промысел лаковой миниатюры берёт начало в 1795 году. Характерной особенностью является её тесная связь с русской литографией,лубком XIX века(московским и петербургским),определившим появление наиболее типичных сюжетов(хороводов,чаепитий). Среди федоскинских миниатюр 19-нач.20 веков много тщательно выполненных копий картин русских художников.При этом мастера внесли в свои работы характерные изменения,усилили «звучание» цвета,обобщили форму изображаемых предметов,сохранили большие плоскости чёрного фона.
16.Русский императорский фарфор. Это истинный раритет,доступный лишь коронованным и очень состоятельным владельцам. Фарфором сервировали богатые столы и украшали парадные покои,он был достойным даром,скрепляющим дипломатические акты и союзы.На фарфоре запечатлевались памятные места,события,лица и имена людей,творившие историю.
17.Орнаментальная роспись ЖОСТОВО.(первая матрёшка — см.фото 7)
18.ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА. Это один из самых старинных промыслов России.Существует на Вятской земле более четырёхсот лет. Дымковская игрушка — искусство рукотворное. Каждая — создание одного мастера.От лепки и до росписи процесс творческий,никогда не повторяющийся.Нет и не может быть двух одинаковых изделий.Каждая игрушка уникальна и единственна.
19.МЕЗЕНСКАЯ РОСПИСЬ — один из наиболее древних русских художественных промыслов.Её истоки теряются в отдалённых веках первоначального формирования славянских племён.Пик популярности достиг в середине XIX века.
20.Опять ХОХЛОМА (описание к 6 фото)
21.СКАНЬ. От старосляванского глагола «съкати» — сучить,свивать в одну нить несколько прядей.Это искусство изготовления из проволоки тончайших кружев.Этот вид искусства известен также под современным названием «филигрань»,пришедшим из французского языка. Скань представляет собой ажурный или напаянный на металический фон узор из тонкой золотой,серебряной или медной проволоки,гладкой или свитой верёвочки. В Древней Руси скань использовалась ещё с IX-X веков.
22.Вот я и представил все выставленные уникальные матрёшки.Идя обратно в сторону метро,я увидел как почти к самому стеклянному куполу поднялся водяной столб:
23.Честно говоря, на фото это может выглядеть несколько иначе,чем наяву. Многие,кого я спрашивал,испытывали угнетающее чувство,когда смотрели на фонтан.Равно как угнетающе действовали и небоскрёбы,которые из-за кривизны стёкол,будто падали на стеклянный купол.Может поэтому там до сих пор(а открылся ТРЦ в апреле) так мало народу. Порой кроме уборщиц и охранников никого и не видишь.
24.Этот фонтан,кстати, один из самых высоких в России — 51 метр.
25.Также угнетающе действуют эти шары-клетки. Они живо напоминали посетителям клетки с пленными из фильмов «Мад Макс» с Мелом Гибсоном.
Дмитрий Лазарев.
Ну, просто слов нет, Дим! Одни эмоции!!!
Молоток! Всё очень красиво, качественно и грамотно преподнесено.
А сами МАТРЁШКИ — просто шедевры!