Татьяна БУШМАНОВА:
Когда приходишь в Шереметевский дворец и слушаешь рассказы музейщиков, то сразу вспоминаются эти слова «окаянные дни».
Шереметевский дворец на Фонтанке в Петербурге — бывшая усадьба графского рода, с которому он обязан своим названием. И это не только летопись многих поколений семейства, славного на военном и государственном поприще. Все перевязано и связано тугими узелками с историей нашего государства
Еще в 1712 году, младенческие годы Санкт-Петербурга, Борис Петрович Шереметев, первый в истории России граф, получил участок земли на берегу реки за примерную службу от самого Петра Первого. В 1750, при сыне Бориса Петровича Петре Борисовиче появился дворец, который украшает собой центр Петербурга по сей день. Одно из старейших зданий города уникально еще и тем, что за свою долгую дореволюционную историю ни разу не переходило от одной семьи к другой, оставаясь родовым гнездом графов Шереметевых более ста лет.
И он пережил, хотя и с трудом, безвременье советских лет. До 1929 года в нем размещался Музей дворянского быта, в котором сохранялся дух старых времен. Наверное, поэтому было принято решение о его расформировании и богатые коллекции картин, мебели, — все было перераспределено про другим коллекциям. Большая часть предметов уехала в Москву, в Останкинскй дворей, еще одну щереметьевскую усадьбу. С 1930 года в залах и флигелях поселился Арктический инсттут, приспосабливавший дворец под свои, иногда специфичесие нужды. Так, в Галерейном флигеле был оборудован «ледовый бассейн» со своими условиями, приближенными к арктическим.
Только в 90-е годы здание было возвращено в музейный оборот и началась его комплексная реставрация, иногда походившая на операции по спасению того, что осталось нам в наследство от предков.
В начале февраля нам была показана Белая гостиная. Свое название она получила по цвету обивки стен. Это был лионский штоф с мануфактуры Prelle, образцы которого сохранились во Франции до сих пор. В процессе реставрации было воссоздано практически все: стены, паркеты, оконные золоченые карнизы… Но комната была мертва без предметов, ее когда-то наполнявших. И хорошо, что в 1929 году музейщики смогли сделать фотографии всех интерьеров, с помощью которых сейчас вдыхается новая жизнь в великолепный дворец.
Плохо это или хорошо, но второму рождению помогает и то, что в Останкино начался длительный ремонт, и во дворец на Фонтанке, пусть на время, возвращаются предметы, его украшавшие. И, когда мы вошли в ту же Белую гостиную, она встретила нас, радостно представляя посетителям мебель, картины, мраморные скульптуры. Она просто ожила, как и соседняя, Этрусская. Это совершенно необыкновенная комната, стены которой отделаны в египетском стиле. Он был популярен в 1830-1840 годы. Для него крепостные искусники специально изготовили стилизованную мебель. Интерьер украшают бронзовые подсвечники и курильницы.
Но основной сюрприз — это то, что на парадной лестнице вас встречает сам хозяин и основатель усадьбы — фельдмаршал Б.П.Шереметев. Это портрет долгие годы хранился в Останкино, намотанным на вал. Можно представить его состояние с учетом того, что он еще и пострадал от протечек. Но реставраторы никогда не говорят никогда, они берутся за работу. И, как сказал А.С.Газиянц, проводивший работы, ему сейчас даже страшно, что он уже не увидится с маршалом так, накоротке, в мастерской.
Из Останкино привезли также фарфоровые изделия, уютно разместившиеся в своих шкафах — будто и не уезжали на столько лет.
Для меня некоторой неожиданностью было, что графы тоже любили сувениры, правда, онибыли специфическим и назывались паломническими. Эти кресты и иконки были привезены из поездок в Киево-Печерскую и Троице-Сергиеву лавру. И, очередное открытие, в доме была специальная «образная» комната, размещавшаяся рядом с домовой церковью и служившая хранилищем предметов религиозного содержания
Весь мой рассказ связан с открытием выставки «Береженая вещь. Путешествие из Петербурга в Москву». Но, надеюсь, это не последнее приглашение от музея. В начале февраля нам еще покаали отреставрированные помещения Старой залы, которые предполагается наполнить уникальными музыкальными инструментами. Ведь не даром вторым название Шереметевского дворца является Музей музыки.
Я была во Дворце уже не в первый раз. И, все равно, каждое посещение — это новое открытие, новое познание. Дворец разный в разные времена года — ведь передним парк, который декорирует собой интерьеры. Приходите, узнавайте новое. Оно всегда может стать неожиданным открытием